О ТЕАТРЕ
ИСТОРИЯ
ПЛАН ЗАЛОВ
Большой театр кукол — это площадка, открытая к поиску и эксперименту. Четыре сцены, два фестиваля, лаборатории, множество премьер: БТК не перестает демонстрировать зрителям широчайший диапазон выразительных средств и возможностей современного театра кукол.
Постановки БТК участвуют в престижных международных фестивалях и завоевывают театральные награды. С гастролями театр побывал в США, Франции, Польше, Чехии, Германии, Грузии, Эстонии, Финляндии и многих других странах.

Репертуар ежегодно пополняется спектаклями для детей и взрослых: от «Колобка» до Ветхозаветной трилогии, от спектаклей с традиционными марионетками до спектаклей – рок-концертов.

С 2006 года БТК возглавляет режиссер Руслан Кудашов, обладатель высших театральных наград «Золотая маска», «Золотой софит», «Арлекин» и других. За 15 лет работы в театре он сформировал новую труппу, обновил репертуар, поставил более 40 спектаклей для взрослых и детей.

С 2014 года в театре проходит ежегодный фестиваль «БТК-ФЕСТ», собирающий на своих площадках лучшие спектакли театра кукол и визуального театра со всего мира. В течение всего года в БТК проходят лекции и видеопоказы, творческие лаборатории и встречи со зрителями, экскурсии для детей и взрослых по закулисью театра.

С 2018 года БТК проводит «БТК-ЛАБ: лабораторию для молодых режиссеров под руководством Руслана Кудашова по новой детской литературе», с 2019 – фестиваль «Маленький сложный человек», посвященный спектаклям для детей и подростков по новой литературе и драматургии. В 2021 году впервые был проведен фестиваль-лаборатория молодых деятелей театра «БТК. generation».
1931
16 мая пьесой «Инкубатор» открылся первый сезон театра кукол при Доме коммунистического воспитания детей Смольнинского района на проспекте Володарского (ныне Литейный, 49), где и началась история будущего БТК. Его придумали пятеро друзей, влюбленных в кукольное искусство: три актера – Нина Комина, Абрам Гак, Анна Гумилёва, художник Владимир Комин и музыкант Михаил Аптекарь.
1932
Театр возглавил Савелий Наумович Шапиро. Выпускник Школы русской драмы, ученик Всеволода Мейерхольда, театральный рецензент и режиссер, Шапиро начал процесс «профессионализации» молодого театра кукол. В репертуар вошли инсценировки русской и зарубежной классики, постановки на современные сюжеты. Среди наиболее значительных работ: «Каштанка» Антона Чехова (1935, 1945), «Бевронский луг» Ромена Роллана (1937), «Аладдин и волшебная лампа» Нины Гернет (1940), «Аленький цветочек» Сергея Аксакова (1945). Театр рос и набирал силу, объединял вокруг себя людей. Летом 1935 года прошли первые большие гастроли по городам Волги.
1940
Театр переехал в здание на улице Некрасова, 10 и стал называться «Вторым Ленинградским государственным театром кукол». К этому времени в нем работали 11 актеров-кукловодов и шесть артистов оркестра.
Здание возведено по проекту архитектора Ивана Петровича Володихина в 1912 году для почетного гражданина Петербурга Александра Евгеньевича Бурцева — библиофила, издателя, коллекционера живописи.
Это многоэтажный дом в стиле модерн, облицованный серым гранитом и богато декорированный. Сегодня дом № 10 по ул. Некрасова сохранен в объемах и формах первоначального проекта. Утрачены лишь некоторые детали декора фасада, гранитная облицовка, частично лепка и перестроен подъезд дома.
ВОЙНА
Военные годы стали тяжелым испытанием для всех. Из блокадного Ленинграда театр отправился в Сибирь, сумев вывезти через Ладогу своих кукол и оставшихся в живых актеров. Труппа выступала с представлениями для детей, сатирическими спектаклями для взрослых. Играли в ангарах, на кораблях, в госпиталях и на заводах. Дважды побывали в оккупированном Ленинграде.

Вернувшись в Ленинград, театр возобновил свою работу на Некрасова, 10. Первый послевоенный сезон открылся «Аленьким цветочком». Под руководством Савелия Шапиро молодой театр кукол вырос в профессиональный коллектив с сильной труппой, четкой эстетической программой, разнообразным репертуаром. Эпоха Шапиро закончилась с его смертью в 1948 году. Последней работой режиссера стал поэтический спектакль «Сказание о Лебединце-городе».
1949 — 1958
Главным режиссером театра назначен Михаил Михайлович Королёв.

Поставлен первый спектакль для взрослых зрителей – «1002-ая ночь» Нины Гернет и К. Шнейдер. При Королёве «взрослый» репертуар БТК регулярно пополнялся. Впервые в России и на кукольной сцене была инсценирована проза И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» и «Золотой телёнок» (1957), обе постановки получили ряд отечественных и международных наград. Спектакль «Прелестная Галатея» по пьесе Белы Гадора и Силарда Дарваша (1958) выдержал более тысячи представлений.
1959
По инициативе Михаила Королёва при Ленинградском Государственном институте Театра, Музыки и Кинематографии (сегодня РГИСИ) была создана кафедра театра кукол, которая дала начало профессиональному образованию кукольников в России. Королёв возглавлял кафедру в течение 30 лет, и после ухода из Большого театра кукол в 1963 году полностью сосредоточился на учебном процессе.
1964
В театр пришел работать Виктор Борисович Сударушкин, ставший самым молодым художественным руководителем в Союзе – ему было 28 лет. С его именем связаны крупные достижения БТК 1960–80-х годов. Некоторые спектакли, поставленные Сударушкиным, сохранились в репертуаре театра по сей день. Режиссер драмы по образованию, он вывел искусство театра кукол на новый уровень, собрал в театре команду ярких художников и актеров. В годы его руководства БТК показал свои спектакли в 18 странах мира и городах бывшего Союза, завоевал высокие награды на российских и международных фестивалях театров кукол.
1981
По случаю 50-летия БТК награжден орденом «Знак почета» за заслуги в развитии искусства театра кукол.
1981 — 1986
По случаю 50-летия БТК награжден орденом «Знак почета» за заслуги в развитии искусства театра кукол.

На 51-м году умирает Виктор Сударушкин.
Наиболее значительные работы:
для детей
«Слонёнок» (1964, 1974) Р. Киплинга, «Неизвестный с хвостом» С. Прокофьевой (1967), «Мальчиш-Кибальчиш» А. Гайдара (1967), «Сказка про Емелю» Б. и В. Сударушкиных (1971).

для взрослых
«Несусветная комедия» Плавта (1968), Музыкальное ревю «Варьете» У Лукоморья» (1984), «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека (1973), «Любовь, любовь…» по «Декамерону» Боккаччо (1977), «Клоп» В. Маяковского (1979), «До третьих петухов» В. Шукшина (первая постановка в России, 1976), «Иностранец в Риме»
1986 – 1992
После кончины Виктора Сударушкина театр возглавляли актер и драматург Владимир Анатольевич Маслов, народный артист России, Лауреат Гос. премии Александр Аркадьевич Белинский, режиссер Владислав Семенович Богач. На афишах театра — имена Зощенко, Дюрренматта, Гоголя, Ружевича, Биссета, Шергина. Александр Белинский был единственным режиссером после Сударушкина, который создавал репертуар для взрослых.
1993
Главный режиссер театра – Алла Александровна Полухина. Ученица Г.А. Товстоногова, Полухина возглавляла театр до 2004 года, сосредоточившись в основном на детской классике. Среди работ: «Три поросенка» Сергея Михалкова, «Синяя птица» Мориса Метерлинка, «Соловей» Ганса Христиана Андерсена, «Лисенок, который не хотел быть хитрым» Яна Экхольма и другие. Репертуар для взрослых был в эти годы утрачен, хотя в 1995-м была попытка его возобновления: ненадолго в афише возник спектакль Олега Жюгжды «Непорочный марьяж» («Белый брак») по пьесе Тадеуша Ружевича.
2006
По приглашению директора Большого театра кукол Александра Аркадьевича Калинина главным режиссером стал Руслан Равилевич Кудашов. Создатель и руководитель театра «Потудань», лауреат высшей Санкт-Петербургской театральной премии «Золотой софит» и национальной премии «Золотая маска», Кудашов начал с того, что вернул в БТК репертуар для взрослых. За несколько лет театр побывал на гастролях в разных странах, а его постановки были отмечены множеством наград. В театре появляются спектакли других приглашенных режиссеров (Яна Тумина, Галина Бызгу и др.).

В том же году при БТК появилась «Мастерская Р.Р. Кудашова» – курс артистов театра кукол, набранный совместно с Санкт-Петербургской Государственной академией театрального искусства (РГИСИ). Спектакли курса значительно обогатили и обновили взрослый и детский репертуар театра, многие выпускники продолжили работу в БТК.

Среди спектаклей Мастерской:
для детей:
«Колобок» (2010), «12 месяцев, или Путешествие по кругу» по оригинальному сценарию Р. Кудашова (2010), «Бармалей» и «Айболит» по произведениям К. Чуковского (2011 и 2012), «Рикки-Тикки-Тави» Р. Киплинга (2015), «Летающий велосипед, или Кукла, которая знала все» по сказке П. Грипари (2018), «Пиноккио» по сказке К. Коллоди (2019) и другие.

для взрослых:
Спектакли по книгам Ветхого завета «Екклесиаст» (2012), «Песнь Песней» (2013), «Книга Иова» (2014), «Мы» Е. Замятина (2009), «Шекспир-лаборатория» (2009), трилогия, посвященная поэтам ХХ века: «Башлачев. Человек поющий» (2011), «Высоцкий. Requiem» (2015), «Бродский. Ниоткуда» (2016), «Шпиль» У. Голдинга (2016), «Гамлет. Ширма» (2018) и другие.
2014
В 2014 году на базе Большого театра кукол впервые прошел международный фестиваль «БТК-ФЕСТ: Театр актуальных кукол». На должность его арт-директора была приглашена Анна Иванова-Брашинская – театровед, продюсер, режиссер и педагог. Каждый год у фестиваля новая тема: первый выпуск был посвящен зарубежным звездам, практически неизвестным в России. Второй – «Russian Case» был полностью отдан российским кукольникам. Затем были «Freak Case», «Цирк», «микроМакро», «Игра в классиков»… Спектакли в спичечном коробке и масштабные конструкции, спектакли из камней, бумаги, веревок, деревянных кубиков, спектакли в воображении – БТК-фест открывает перед зрителем безграничные возможности театра кукол, знакомит с общемировыми тенденциями, заставляет смотреть поверх стереотипов. Особое внимание на БТК-фесте уделяется межжанровым постановкам, соединяющим элементы мультимедиа, хореографии, цирка, визуальных искусств, образующих язык экспериментального театра XXI века.
2016
В 2016 году БТК совместно с Российским государственным институтом сценических искусств (РГИСИ) набрал курс режиссеров театра кукол. Руководителем курса стал Руслан Кудашов. Студенты обучаются при театре, имеют возможность наблюдать за организацией театрального процесса, участвовать в проектах театра, пробовать себя и свои работы на сцене. Спектакли курса входят в репертуар БТК.

Среди них:
«Жизнь насекомых» по мотивам романа В. Пелевина (2017), «Минотаврум» по мифам Древней Греции (2018), «Зима, когда я вырос» Петера ван Гестела (2018), «Посторонний» А. Камю (2019), «Дрозд фрау Майер» В. Эрльбруха (2019), «Летов. Дурачок» (2019), «Чайки» по мотивам комедии А. Чехова (2019), «Почему деревья не ходят» по стихотворению Б. Заходера (2019).
2017
Вместе с издательским домом «Самокат» БТК провел первую лабораторию для молодых режиссеров под руководством Руслана Кудашова – «БТК-ЛАБ». Более 50 присланных заявок, повышенное внимание публики и критики, успешный результат (сразу два эскиза были взяты в работу и вошли в репертуар БТК) доказали необходимость подобного проекта. Лаборатория стала ежегодной и расширила свои границы: подключились новые издательства, были открыты новые авторы и новые режиссерские имена. Благодаря проекту в репертуаре театра появились спектакли «Мой дедушка был вишней» Анжелы Нанетти (режиссер Иван Пачин), «Никита и кит» по сценарию и в режиссуре Миши Сафронова, «Зима, когда я вырос» Петера ван Гестела (режиссер Денис Казачук) и другие. Сегодня БТК-ЛАБ – это настоящее экспериментальное поле по обновлению репертуара театра кукол.
2018
Весной БТК впервые провел фестиваль «Маленький сложный человек», посвященный спектаклям для детей и подростков по новой литературе и драматургии. Его идея родилась из лаборатории «БТК-ЛАБ»: театр продолжил знакомить зрителей с новыми героями и историями, а также с молодыми режиссерами, которые формируют образ театра будущего – увлекательный, экспериментальный, по-настоящему современный. Возрастной диапазон спектаклей – от 4 до 16 лет. Одна из целей фестиваля – показать родителям и детям, что нет «детских» тем или вопросов, что любое событие или явление в юном возрасте (не говоря уже о «переходном») требует не меньшего осмысления и проживания, чем в мире взрослых.
2020
Большой театр кукол – это четыре оснащенные сценические площадки, два фестиваля, постоянные премьеры, гастроли, лаборатории, дискуссии. В репертуаре театра сочетаются работы молодых режиссеров и заслуженных мастеров, классика и современная литература, ветхозаветная трилогия и творчество культовых рок-музыкантов, поэтические, пластические, музыкальные, кукольные, синтетические спектакли для любой возрастной аудитории. БТК – театр для всей семьи, который создают неравнодушные люди, открытые к творческому поиску и диалогу.
310 посадочных мест
Билеты детям
400 - 1000 рублей
Билеты взрослым
500 - 1500 рублей
310 посадочных мест
Билеты детям 400 - 1000 рублей
Билеты взрослым 500 - 1500 рублей
Большой зрительный зал оборудован местами с откидной спинкой для удобства просмотра спектаклей детьми. Ступеньки в зрительном зале оснащены светодиодной подсветкой. Ходить по ним не страшно даже во время спектакля, когда в зале темно. Точно такими же светящимися лентами оснащены ступеньки на входе в зрительный зал — бонус для тех, кто любит опаздывать.

Большой театр кукол — одно из немногих мест в Петербурге, доступное для посещения людей с ограниченными возможностями. Благодаря финансовой помощи Комитета по культуре и спонсоров, театр оснащен лифтом, предназначенным для инвалидных колясок. На первом этаже оборудована специальная туалетная комната. В БТК есть все необходимые условия, позволяющие инвалидам чувствовать себя в театре комфортно.

до 68 посадочных мест
Билеты детям
500 - 1100 рублей
Билеты взрослым
800 - 1700 рублей
до 68 посадочных мест
Билеты детям 500 - 1100 рублей
Билеты взрослым 800 - 1700 рублей