Продолжительность: 1 час Категория: 16+ Средняя сцена
Премьера: 2008 год
Афиша
В истории одинокой лошади, душа которой беспрестанно страдала, любила, негодовала от жестокости и несправедливости, но все же продолжала верить и жить, создатели спектакля увидели «хронику спасения одной души». В игровом пространстве спектакля сочетаются куклы, люди, предметы. Главный герой – пегий мерин, марионетка с тонкой пластикой и огромными человеческими глазами оказывается единственным живым существом среди гротескных образов — конюха, гусарского офицера, его любовницы. Люди в этом спектакле обезличены, в их мире главное счастье – назвать как можно больше вещей «своими». На долю героя, который изначально был «не как все», выпало немало испытаний, физических и духовных, однако, пройдя через них, ему удалось сохранить стойкость духа и внутреннюю чистоту.
Лев Толстой
Создатели спектакля: Режиссёр – Руслан Кудашов Художник – Андрей Запорожский Музыкальное оформление – Владимир Бычковский Хореограф – Ирина Ляховская Художник по свету – Денис Солнцев Концертмейстер – Светлана Бортова
Действующие лица и исполнители: Холстомер– Петр Васильев Мать– Татьяна Баркова Конюший– Михаил Гришин Конюх– Сергей Беспалов Эпизоды – Алёна Первухина / Ирина Чугаевская
ПРЕССА
Выводы о законах мироздания напрашиваются вроде бы очевидные. Не выводы даже, а констатации. Формы доминируют над сутью и в конце концов ее уничтожают. Существо, не защищенное любовью, обречено на гибель. Ho ключ к спектаклю Кудашова не в них, а в отсутствии обличительного пафоса. Беззащитный, переступающий с ноги на ногу старик Холстомер не выглядит жалким, не вышибает слезу. И тут уже наступает очередь зрителя задавать свой вопрос: «Откуда берутся у этого замученного жизнью существа вожделенные многими выдающимися мыслителями и поэтами свобода и по кой?»
Жанна Зарецкая «Театральный Петербург»
Кудашов не боится сложных задач, сам задает себе провокационные вопросы и смело смотрит в лицо опасностям, которые на каждом шагу подстерегают режиссера-кукольника. И классика перед ним охотно — и иногда парадоксальным образом — раскрывается. А те ловушки, в которые он иногда попадается, расставлены им самим. <…> Невероятно, что это первое обращение кукольного театра к рассказу Толстого. Материал — и кони, и люди — прямо просится на кукольную сцену.
Анна Иванова-Брашинская «Петербургский театральный журнал»
«Напрасны оказались сомнения и опасения. Постановка получилась строгая, цельная, без игрушечек. И сравнение с БДТ не мешает. Спектакль Товстоногова-Розовского (при всех расхождениях между со творцами) стал гимном самостоятельной личности, изгоняемой из стада. У Кудашова — история о высших и низших силах, управляющих человеком.»
Евгений Соколинский «Час Пик»
Вопрос о правомерности существования человека как хозяина окружающего мира, поднятый Толстым, стократ усиливается в спектакле художественными средствами театра кукол и, пожалуй, только ими и может быть решен. Именно отсюда кукольность, игрушечность, предметность Холстомера. Он всегда буквально вещь в чьих-то руках, и только до рождения и после смерти герой играется актером «вживую».
Гран-при Международного фестиваля «Два – мало, три – много» 2008 года (Болгария).
Дипломант фестиваля «Ученики мастера» 2008 года (г. Санк-Петербург).
Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» 2008 года («Лучшая мужская роль в театре кукол» - Петр Васильев). Номинант «Золотой маски» во всех четырех номинациях театра кукол.("Лучший спектакль", "Лучшая работа режиссера", "Лучший художник", "Лучшая роль в театре кукол")
Большой театр кукол за создание спектакля «Холстомер» удостоен Диплома Губернатора III степени (премия правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры) 2008 года.
Спектакль был показан в Нью-Йорке в Центре Михаила Барышникова в 2012 году по личному приглашению руководителя.