Продолжительность: 1 час 40 минут с антрактом Категория: 16+ Основная сцена
Премьера: 25 октября 2005 года
Афиша (2005)
«Вий» занимает особое место в репертуаре Большого театра кукол: это первый спектакль Руслана Кудашова в этом театре, который возобновил традицию репертуара для взрослых.
Вдохновившись фантастическим реализмом гоголевской повести, режиссер создал завораживающую мистическую историю про борьбу света и тьмы за человеческую душу. Спектакль отличается широким использованием самых разнообразных художественных приемов: тени, куклы, маски, игра света. За считанные секунды пространство меняется от уютной горницы до страшного глубокого колодца, в глубине которого – пугающая тьма. Бесплотная фигура Панночки в белоснежном саване вдруг разрастается до таких пугающих размеров, что кажется – сейчас перешагнет пространство сцены и отправится на поиски новых незадачливых философов. Именно так, бесконечно меняя обличия, трансформируясь, силы зла завораживают и пленяют простого человека.
С 2018 года главную роль Хомы Брута исполняет Сергей Беспалов.
Николай Гоголь
Создатели спектакля: Режиссёр – Руслан Кудашов Художники – Алевтина Торик, Андрей Запорожский Музыкальное оформление – Владимир Бычковский Хореография – Ирина Ляховская
Действующие лица и исполнители: Хома Брут – Сергей Беспалов Вожак, ректор, пан Сотник, Халява, черт – Михаил Гришин Канцелярист, Горобець, Трактирщик, Дорош, ученик, черт – Иван Солнцев Шестерка, Явтух, старуха, черт – Вадим Белопухов Актёр теневого театра, актёр кукловод – Ирина Чугаевская, Роман Дадаев / Алесь Снопковский / Дмитрий Скрябин
ПРЕССА
«Соблазн свести концепцию кудашовского „Вия“ к формуле „преступление и наказание“ — мол, сделал что-то не по-христиански, нагрешил, напакостил, вот тебе и расплата, — хоть и возникает поначалу, но быстро уступает место растерянности. Дело не только в том, что нечисть выбрала Хому еще до того, как он начал проявлять свою гнусную сущность. Режиссер буквально обезоруживает нас нежностью к своим героям, в первую очередь — к заплутавшей „душе“, не сумевшей спастись.»
Людмила Филатова «Петербургский театральный журнал»
Это спектакль о человеке, разложившегося от примитивности своей жизни до такой степени, что тут либо в гроб, либо изменяться. И приходя в дом к бабке, Хомка «ныряет» в этот мир изменений, свой собственный мир. Черти силой подбрасывают Хомку, и он падает в это кубическое деревянное помещение, напоминающее коробку. Двери закрываются, и Хома Брут оказывается в своем мире, состоящем из пороков: пьянства, плотских утех, обмана и страха… Орнаментом мира Хомы Брута служат деревянные доски, которым заколачивают гробы. Очень по-гоголевски. И Хомка Брут начинает биться в гробике собственного сознания, который вот-вот погрузят на дно сырой земли.
Зритель начинает ощущать себя внутри спектакля задолго до того, как появляется из темного зала хмельной Хома Брут. Еще не оскверненное «духовное пространство», где горит над раскрытой книгой свеча (знание, сознание…), манит и затягивает вопиющей «торичеллиевой пустотой», пустоты не терпящей. Ждут на пороге этой пустоты и багроволицые черти, и разудалые козаки, и прекрасная покойница-Панночка, и все мы, сидящие в зале, с уже нарастающим чувством сопричастности…
Анна Константинова «Петербургский театральный журнал»
«По-настоящему удивить нас решил Большой театр кукол, который показал спектакль Руслана Кудашова «Вий». Этот известный рассказ Гоголя, написанный им в тот период, когда автор уже страдал психическими расстройствами, на сцене был сыгран с использованием целого ряда приёмов и техник как кукольного, так и драматического театра, и донёс до зрителя эту почти что апокалипсическую историю философа Хомы Брута и хронику его неравного поединка с силами зла."* *Перевод с чешского статьи Томаша Вокача «Петербургский театральный сезон» от 15\11\2007
Tomáš Vokách «Mladá fronta DNES»
Награды, номинации, участие в фестивалях
Спектакль удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль в театре кукол», а исполнитель роли Хомы Брута Денис Пьянов стал лауреатом в номинации «Лучшая роль в театре кукол» (2006).
Номинант Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (сезон 2005-2006) в трёх номинациях «Лучший спектакль в театре кукол», «Работа режиссера», «Работа художника».
Борис Матвеев был номинирован на Высшую театральную премию Санкт-Петрбурга «Золотой Софит» (2006) за роль Вожака в номинации «Лучшая роль в театре кукол».
Дипломант XIV Международного фестиваля «Золотой дельфин» (г. Варна, Болгария, 2008).