На главную

ШЕКСПИР-ЛАБОРАТОРИЯ. 2 ГОДА СПЕКТАКЛЮ
виртуальная выставка секретных материалов

«Спектакль  получился в итоге не похож на обычный. Он рождается из отдельных фраз, из настроения, из мимолетных жестов, из музыки и света… Это авторское высказывание, импровизация, лабораторная работа, направленная на поиск нового театрального языка» Руслан Кудашов

22. 2
22 января 2009 года на малой сцене Большого театра кукол у студентов Мастерской Руслана Кудашова состоялась премьера спектакля «Шекспир-лаборатория». Не сложно посчитать, что в 2011 ему исполняется 2 годика. Наверное, это не повод устраивать шумные празднования, но магия числа «2» подталкивает отметить это событие хоть каким-нибудь образом. Поэтому мы решили устроить своеобразную виртуальную выставку, на которой каждый сможет посмотреть по-своему уникальные материалы: 
Видео 
   Три эпизода, которых уже нет в спектакле, но которые когда-то были его неотъемлемой частью. 
1. Что есть Ромео?
Коллективный этюд, в котором участвуют Виктория Короткова, Анна Зязева, Яна Буртман, София Флеш Балдин, Ирина Чугаевская. Святочные гадания девушек – Джульетт, пытающихся из осколков зеркала (себя?) собрать единый образ Ромео и понять, что же он такое.
2. Офелия: «Да ну Вас»
Автор – Анна Зязева.
Культовая для лаборатории работа – история отношений Гамлета и Офелии, рассказанная с помощью чайных пакетиков и кипятка (под музыку Bjork).
3. Макбет. Провокация
Автор – Виктория Короткова
Настоящий перформанс. История леди Макбет, ищущей среди зрителей «настоящего мужчину».
Картинки 
Картинки – это программки к показам, сделанные руками студентов (в основном, пальцами Анны Зязевой). В них писались слова: порядок этюдов, которые в этот день будут показаны на занятии. Одна из таких программок стала единственной и неповторимой, теперь зритель может приобрести ее в театре. Все программки похожи на оригинальные hand made открытки - шедевры рукотворчества, сотканные из разных фактур и материалов, где плавают цитаты Шекспира и живут странные графичные персонажи… В обычное время они хранятся под замком в сейфе у главного режиссера.  

ИСТОРИЯ.
Руководителями проекта «Шекспир-лаборатория» стали Руслан Кудашов и Яна Тумина. Это два педагога, которые методично, на протяжении двух лет, давали студентам задания под названием «ПЕРЕВОДЫ». Что переводить во что? С литературного языка перевести на язык театра кукол. Найти сценический эквивалент тексту. Перевести словесную поэзию в поэзию действия, в визуальную поэзию. Педагоги дали полную свободу студентам в отношении фактурных материалов и видов кукол. На первом курсе ребята переводили стихотворения, а на втором занимались вертепами, Шекспиром и романом Замятина «МЫ». На основе этих материалов возникли спектакли, в том числе и «Шекспир-лаборатория». Таким образом, постановка сложилась из самостоятельных работ студентов. Каждый этюд не похож на другие, но вместе с тем есть общая тема, есть линия развития и есть, наконец, вполне логичные связки между ними (так что заслуги «руководителей проекта» по-настоящему режиссерские). 

В процессе работы родилась теория о двух (!) путях творческого поиска.
Путь первый. Есть строка (Шекспира, например) и от нее рождается такая форма, которая единственная возможна для этой строки.
Путь второй. Есть форма, которую я хочу исследовать (видео, например). Я нашел строку, которая зацепила. Теперь ищу, как с помощью такой формы можно решить строку.


ДНЕВНИК.
 Найденные в театре и бережно хранящиеся в его архивах записи с репетиций спектакля за несколько дней до премьеры.

3 дня до: «Сегодня делали I акт. Связующий персонаж – безголовая шинель (Миша Ложкин и Анатолий Гущин). Правда, актерам очень тяжело смотреть, когда голова спрятана в пальто. Поэтому они  ходят с высунутой головой, что выглядит довольно забавно. 
Делали свет. В театре очень хорошая художник по свету – Лариса. Будет голубой свет чистоты и кроваво-красный свет безумия. И дым будет. Кстати, в фойе будет показываться жесткое видео с Яной и Аней под названием «лабораторные крысы».
Мысль возникла – про балаганчик и клюквенный сок. Вроде, кровь не настоящая, а трагедия от этого не умоляется, а усиливается…»

2 дня до (запись под названием «Несерьезно»): «Появилось чувство юмора. Стало легче. Если не учитывать сломавшуюся дым - машину, превратившую Ирин этюд «Офелия, Ваш выход» в нечто инфернальное, все идет… идет своим чередом: свет уже сделали до 3-го этюда 3-го акта. Репетиция идет с 11 до 23.30. Яна Марковна убегает часов в 20 кормить маленькую Соню, поэтому Кудашов после репетирует один.
На лестнице неожиданно вспомнила, что Шекспира хотели выпускать на большой сцене. Чтобы зрители сидели на вертящемся круге на сцене, а этюды, как кадры киноленты, игрались по окружности. Но не случилось…
Любопытный момент возник сегодня во время репетиции «Мышеловки» (начало 3-го акта). Когда выстраивали свет на драку Гамлета с Клавдием и Гертрудой, попросили ребят пройти все по точкам, медленно. В результате оказалось, что рапид гораздо более действенный и страшный, чем реальная драка. Так и закрепили.
Еще меня очень радуют Маша Батрасова с Катей Белевич. Их этюд «Король Лир» - это почти единственная история всей пьесы, сыгранная за 5 минут. Еще и с личностным прочтением: про «детей-детишек» и про великую отцовскую любовь. Видно, что девочки работают над этим. Все время что-то меняется. Вместо соломенной панамы отличительным знаком Карделии стала черная беретка. Драка стала более продуманной. А в конце вместе с Кудашовым думали: берет ли Лир все береты к себе на колени (все же дети-детишки) или только Карделию. В результате решили, что двоих он придвигает к себе, а Карделию берет на руки. Еще решили в конце, что Лиром будет управлять не одна Маша, а вместе с Катей. То есть вся эта история их объединила. Очень трогательно, я буду плакать в конце…»

2 ГОДА.
 За 2 года состоялось 29 спектаклей "Шекспир-лаборатория". 2 года – это целая жизнь. Считается, что малыш в первые годы жизни растет особенно интенсивно, для него важен каждый день. А спектакль – тот же ребенок. Что изменилось в «Шекспир-лаборатории» за 2 года? Прежде всего, выросли актеры. Они не просто выросли – они стали другими людьми, а именно это и определяет спектакль. Постановка побывала на гастролях в разных городах и странах. На каждой новой сцене возникала своя «лаборатория». Некоторые площадки были огромными черными пучинами, где люди казались маленькими точками в космосе – и тогда спектакль поднимался на настоящую экзестенциальную высоту (так было в Пскове и Финляндии). Некоторые сцены оказывались обычными институтскими аудиториями, но в них обязательно был какой-нибудь «бонус» - в Ярославе вместо задника было огромное окно, в котором зритель в конце спектакля наблюдал человека без головы, ловящего такси (Можно посмотреть видео: http://www.puppets.ru/pressa.php?show=pressa&id=23). И все эти поездки так или иначе влияли на того «Шекспира», который идет на малой сцене Большого театра кукол. Еще этот спектакль стал единственной постановкой, переведенной на английский язык и один раз даже сыгранной целиком на родном языке Шекспира (и несколько раз – на экспериментальном англо-русском диалекте). Что еще изменилось? 

Яна Тумина, режиссер:
«В спектакле есть изменения на разных уровнях: от метафизики до хронометража. Мы с Русланом все время следим за постановкой, отношение к ней очень живое. Мне кажется, что самая существенная перемена – это то, что вместо трех актов стало два. Из спектакля ушли какие-то люди, номера, сместились акценты, но, в общем, он стал более цельным. Хотя это одновременно и проблема. Раньше «Шекспир» был лабораторией в чистом виде: два антракта, рядом хорошие и плохие эпизоды, вместе отобранное и неотобранное. Постепенно постановка все больше становится похожей на настоящий спектакль и, соответственно, требования к ней повышаются…»

Эдуард Жолнин, актер:
«Мне, как актеру, стало сложнее… Ведь изначально в спектакле было много разных миров, объединенных общей темой. Теперь они соединяются и становятся единым целом». 

Василиса Ручимская, актриса:
«Мне стало интереснее играть». 

«Шекспир-лаборатория» полна драйва и энергии молодости. Хочется верить, что этот спектакль не угаснет со временем, как спичка. А будет расти и… становясь настоящим спектаклем все-таки сохранит дух той лаборатории, в которой он создавался.

«А что сказать?
Ни слова.
Любить безгласно»
ВильЯМ ШекспиРР


В ближайшее время увидеть "Шекспир-лабораторию" можно 29 и 30 января в 19-00. 

За помощь в организации выставки администрация сайта благодарит Владимира Сергеевского, Сергея Сулейманова и Григория Чикишева.
 




© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy