Спектакль Железо

Елена Герусова. КоммерсантЪ Санкт-Петербург. 2010. 26 окт. №199 (4499)

Без цвета слов

Поставлен спектакль, как принято в таких случаях говорить, на актуальную тему. Оттенки смысла замешаны на довольно четком конфликте нового времени — на вытеснении реальных связей виртуальными, на уходе реального человеческого общения в социальные сети. И это в рассуждении девальвации "вечных ценностей" в целом. История же простая. Одинокий и наивный почтальон Лариса (Марина Солопченко) увлечена чужими любовными письмами: она сворачивает их в бутоны, укрепляет на стеблях — и ее дом уже превратился в какие-то камышовые заросли нежных признаний. Но бумажных писем, понятное дело, в ее сумке оказывается все меньше. Приходится завести ноутбук. Романтичный, немного сказочный мир Ларисы художник Эмиль Капелюш поместил на втором уровне двухэтажной конструкции, здесь же нашлось место картонажной рождественской елке и репродукции Модильяни.

На первом этаже, в системе белых лайтбоксов, обитает одинокий и циничный Степан (Cергей Бызгу), создавший интерактивный сайт "любви.нет" — о смертельной вредоносности и выдуманности этого чувства. Неопытный, пугающийся виртуального мира пользователь Лариса на этот сайт случайно попадает. Конечно, пытается доказать, что любовь есть. В качестве аргумента даже приводит историю отношений Модильяни и Жанны Эбютерн, которую сама читает, хлюпая носом. Все это Степана не сильно убеждает, да ему и не очень интересен ход дискуссии — он деньги на сайте зарабатывает. Однако в отношениях героев появляется некоторый лирический оттенок.

Случается блэкаут. Для Степана это глобальная катастрофа: c исчезновением электричества рушится его мир. Но интернет надежно замещает более древняя виртуальная реальность — мечта. Здесь на сцену выплывает очень красивый световой объект — огромный воздухоплавательный шар, на таком когда-то мечтал летать Степан.

В визуальном и постановочном плане "Сто оттенков синего" — очень лиричный, красивый и убедительный спектакль. Но уж больно хромает его литературная основа, драматургически сюжет разработан слабо. Уже во втором действии актерам не остается ничего, кроме как играть лирическое настроение. И сочинять этюды "поверх" текста. Вот например, Сергей Бызгу как-то так умудряется застегнуть молнию на куртке, что становится понятно: его герой чуть ли не годами не покидал дом, выйти из сети для него как минимум приключение. А вот обмен репликами и монологами ни в "эксцентрическую драму" (а именно это указано в программке), ни в пьесу любого другого жанра не вырастает.

Философским фоном "Ста оттенков" служит идущий в параллель с живым кукольный план (художники объектов и кукол — Кира Камалетдинова и Татьяна Стоя, актеры — Ольга Гапоненко и Алексей Шишигин). Очень красивая история одинокого путешествия с грустным чаепитием в купе какого-то поезда начинается с формирования человеческого существа в прозрачной полусфере и заканчивается встречей с семьей. Впрочем, безмолвный кукольный сюжет не только замечательно наращивает смысл "Ста оттенков", но и напоминает не очень приятную для спектакля в целом фразу про то, что иногда молчание — золото.

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»