Анна Пивовар. ГДЕ КУЛЬТУРА

«Никита и кит». Премьера в БТК

Безграничная тишина «стояла» в зале БТК перед спектаклем «Никита и Кит». А равна ли тишина пустоте? И что такое пустота? Это когда нет ничего: ни трамваев, ни чаек, ни магазинов.

На краю земли стоит маяк. Есть море. Есть клочок земли, на котором живут маленький мальчик Никита и его отец. Папа уходит каждый день в море, потому что работает китобоем. И не удивительно, что мальчишка, несмотря на свой юный возраст, очень самостоятельный. Готовит еду, заботится об огороде, собирает овощи… А умеет ли он развлекаться? Отдыхать, играть как остальные мальчишки его возраста? В его распоряжении качели, радиоприемник и даже настоящая подзорная труба. Вот только все эти сокровища не приносят радости. Наблюдать за морем в подзорную трубу надоедает, а на двухместных качелях одному не покачаешься. Что остается маленькому Нику? Грустить? «Но я ведь взрослый! – восклицает мальчишка в минуты печали. – А взрослые не плачут. Они сами могут себя успокоить». Фраза тот час же вызывает улыбку на лицах взрослых, сидящих в зале. У меня даже случился «флэшбэк» в прошлое: вот я ребенком играю в куклы с подружкой и кукла, которая изображала взрослого персонажа, плачет. Тогда подруга говорит: «Так не бывает. Взрослые же не плачут. Давай играть как в жизни».

И вот такими вызывающими улыбки фразами «напичкан» спектакль. То, что детям непонятно и кажется обычным, взрослые вопринимают с грустной иронией. Но не нужно это показывать, пусть эта тайна останется во взрослом мире. Детям тоже бывает грустно до такой степени, что они выдумывают себе воображаемых друзей. Ну, взрослые, давайте, вспомните своих забытых вымышленных друзей. Кто они были? Сказочные животные, фантастические пришельцы или такие же «человеки» как и вы? А у маленького Никиты другом становится кит. Мальчик находит его на берегу моря и понимает, что тот попал в беду. Ник раскрывает в себе чувства сопереживания и заботы. Да, пусть он заботится о ките по-детски наивно: пытается накормить его пломбиром и овощами, предлагает покачаться на качелях. Но делает это Ник от всего сердца, потому что впервые он узнает, что значит слово «дружить». Самое страшное событие для маленького Никиты – разговор с отцом. Как познакомить его с единственным другом? Вдруг папа не поймет? Но после беседы со строгим родителем последовало прозрение. Отец мальчика отвлекся от взрослых проблем и посмотрел на ситуацию глазами ребенка. Он «увидел» одиночество своего сына, дефицит общения.

На сцене – только два деревянных ящика, дощечки, веревки. Но разве этого мало для детского воображения? Веревки превращаются в бушующее море. Ящики в острова. Актер держит в руках куклу – маленького Никиту. Бережно, будто оберегая от невзгод, актер играет с ней. Они похожи друг на друга. Роман Дадаев будто повествует о себе в юном возрасте, а взрослые зрители узнают в юном герое себя. От этого история, рассказанная им, становится уютной и личной. кажется, что это не игра. Возникает ощущение, что мы приоткрыли дверь в комнату своего ребенка, и подсматриваем, как он через игру в куклы транслирует свои детские проблемы. Нет, даже не проблемы, – мечты. А о чем мечтают дети? Может быть, как и Никите, им не хватает близкого друга, с которым можно поделиться страшной тайной. О котором можно заботиться, если он заболел и с которым можно качаться на качелях и играть в пиратов.

А о чем молчат ваши дети?

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»