BTKFest

Марина Константинова. MUSECUBE

Где добро, где зло – попробуй разберись

Большой театр кукол, помимо обширного и разнообразного репертуара для детей, не забывает и о постановках для взрослых зрителей. Совсем скоро, в грядущем декабре, состоится премьера спектакля с маркировкой 18+ под названием «Гамлет. Ширма». Тем не менее, оценить постановку заранее, авансом, можно было в рамках недавно прошедшего БТК-феста. Жанр «Гамлета» в интерпретации Руслана Кудашова обозначен непривычно и дерзко – postpunkpuppetshow. Но именно это новаторское понятие задает тон всему происходящему на сцене.

Поначалу спектакль кажется зрелищем не особо приятным: раздражает свет, действует на нервы музыка, на сцене происходит нечто совершенно непонятное. Слов практически нет – за все отвечают мимика и пластика, жесты и междометия. Костюмы нарочито вычурны, грима с избытком – так, что лиц не различить. Но затем из обманчивого хаоса проступают четкие очертания бессмертной шекспировской драмы. Сюжет всем знаком, никаких нововведений Руслан Кудашов не предлагает. Но какое же чудо – наблюдать, как вырисовывается действие, возникает словно бы из ниоткуда.

Конфликт Гамлета (его роль исполняет сам режиссер) с окружающим миром мог бы считаться простым подростковым бунтом, гормональным взрывом, юношеским максимализмом, если бы не одно «но». Неподдельное страдание и непередаваемая боль раздирают его душу. Разобраться в хитроумных интригах, противостоять напору недругов и понять, где же добро, а где зло – задача не из легких. И отчаянно ищет несчастный Гамлет покоя, повторяя слова молитвы святого Франциска Ассизского.

Помоги мне, Господи,
Не столько искать утешения, сколько самому утешать,
Не столько искать понимания, сколько самому понимать,
Не столько искать любви, сколько самому любить.
Ибо воистину: кто отдает, тот получает,
Кто забывает себя, вновь себя обретает,
Кто прощает, тому прощается,
Кто умирает, тот возрождается в вечной жизни.

К слову о смерти. В кудашовской версии «Гамлета» именно она очищает от грязи и пошлости, обнажает душу, представляет человека в истинном свете. Стать самим собой – и навсегда уйти за горизонт. Самому же Гамлету умирать отчаянно не хочется, но иного пути к жизни вечной нет. Принять неизбежное следует с достоинством, аккуратно поставив точку в конце повествования.

Спектакль Руслана Кудашова может вызвать разные эмоции: от восхищения до тотального неприятия, но равнодушным вы точно не останетесь. Вся игра в нем – на грани фола, провокация следует за провокацией, но все происходящее на сцене абсолютно оправдано, а значит – допустимо. Щепотка черного юмора (так, Офелия покидает мир земной в купальном костюме и купальной же шапочке) лишь оттеняет трагизм повествования. И ни капли пошлости, даже весьма откровенные сцены сделаны тонко и с умом. Намеки, полутона, аллюзии – остальное зритель внутренне дополнит сам. И после окончания спектакля обязательно возникнут вопросы к самому себе, будет достаточно пищи для размышлений. Потому что великий текст в умелых режиссерских руках открывает для зрителей целую Вселенную.

Марина Константинова, специально для Musecube.

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»