BTKFest

Лиза Барабанова. MUSECUBE

Итак, вопрос: что скрывается в черном чемодане?

28 мая 2018 в Большом театре кукол представили премьеру спектакля «Минотаврум», основанную на легенде о Тесее, Минотавре, лабиринте и нити Ариадны. Это второй по счету спектакль режиссерского курса Мастерской Руслана Кудашова.

 

 

Он состоит из семнадцати этюдов, связанных между собой: рок, одержимость, зверь, изобретение, отчуждение, заточение, встреча, путь, ритуал, падение, камера, выбор, освобождение, изгнание, тени, прощание, возвращение.

 Режиссер постановки Денис Казачук отметил, что особое внимание они уделили пластике рук. И действительно, здесь руки выступают в качестве отдельных персонажей. Два пальца вниз, в виде буквы «Л» означают человека, а одновременно поднятые мизинец и указательный означают животное. Кроме этого, в спектакле интересно задействованы маски и даже видеопроекция с визуальными спецэффектами. Необычно было увидеть на сцене сюжет из компьютерной игры, где Минотавр ведет бой с человеком.

Это спектакль о борьбе с самим собой и своими эмоциями. Сможем ли мы вовремя остановиться, когда нас захлестывают волны гнева и бросают в пучину абсолютной ярости? Можем ли мы контролировать ревность и зависть?

Здесь не дают готовых ответов, зрителю предстоит самому поразмышлять на эти темы. На протяжении всего спектакля пытаешься понять, что же спрятано в этих чемоданах. Черные, белые, красный. В последнем клочки бумаги, развеянные по ветру. Мысли в голове, как по лабиринту, пытаются связать все воедино, найти отгадку. Здесь чемодан выступает в роли главного реквизита. Он и утроба матери, и стены лабиринта и надгробный камень. Цвета же несут в себе дополнительную смысловую нагрузку, означая состояние и его изменение. Так белая блузка и черные брюки превращаются в красное платье.+

Ровный строй деловых людей в официальных одеждах. Серьезные лица, лишенные эмоций. Так выглядит внешняя маска, которую носят изо дня в день. Но что творится у них внутри? Вот легкое волнение возникает у одного, но он пытается сдержаться; у другого, он еле сдерживается. Постепенно это передается и всем остальным. С шумом бросаются чемоданы, раздаются безумные крики в состоянии одержимости, начинается погром. А что потом? Пар выпущен, возникает облегчение и одновременно чувство вины, хочется забраться обратно в свою коробочку, восстановить границы и надеть маску безразличия.

Быть может человеком движет страх открыться, быть отвергнутым, не понятым. Не каждый может найти храбрости открыть свой чемодан и суметь справиться с его содержимым.

Здесь злость и гнев раскладывают по полочкам. Откуда они берутся, как протекают и куда уходят. Чудовище с бычьей головой состоит из двух частей — человека и животного. И именно человечность делает его уязвимым, а значит способным чувствовать, любить и находить в себе силы противостоять своей животной природе.

 Только любовь, как всегда, творит чудеса. Красная нить идет от сердца к сердцу. Ариадна спасает Тесея тем, что сама смогла взять под контроль свою эгоистичную природу и подарив ему любовь. Тогда и он смог в себе усмирить гнев, а значит победил.

 Минотавр выступает здесь образом, метафорой, олицетворяющее животное начало в человеке, его разрушительные эмоции. Люди пытаются подавить в себе злость, закинуть подальше в чемодан. Вот так и ходят с ним повсюду, сливаясь в толпы с неподъемным багажом.

 Это мощная, по своей энергетике, постановка, которая криками души и грохотом чемоданов заставляет встряхнуться и хорошенько подумать. Ведь это про каждого из нас. Про нашего внутреннего зверя. Кто мы? Люди или животные?

В спектакле участвуют студенты второго режиссерского курса Мастерской Руслана Кудашова (БТК – РГИСИ): Роман Бокланов, Роман Гараев, Мария Гельштейн, Ирина Криворукова, Марина Хомутова, Дарья Левингер, Никита Мищенко, Максим Морозов, Ксения Павлова, Дмитрий Скрябин, Владислав Тутак, Михаил Кулишкин, Алексей Егоров, Лидия Клирикова, Алена Волкова, Олег Пинжов, Елизавета Гордеева, Стефания Жученко, Чой Джун-Хюнг.+

Зал был полностью заполнен. Режиссеры Руслан Кудашов и Денис Казачук поздравили актеров и всех присутствующих в зале с этой долгожданной премьерой. И судя по долгим, бурным овациям зрители остались от нее в восторге.

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»