Летающий велосипед

Олеся Яцкина. PROтеатр

И правда, Феличе дышит!

Детство – важный этап жизни каждого.  Ребёнок учится понимать мир взрослых. Но что этот мир в себе таит? А каков мир ребенка? И что влияет на его формирование? Об этом новый спектакль БТК «Мой дедушка был вишней».

В основу спектакля легла книга Анджелы Нанетти «Мой дедушка был вишней». На сцене Большого театра кукол первый спектакль состоялся 24 февраля 2018 года и успел получить лауреатство XXVII фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям» (2018 г.) в номинациях: «За режиссуру» (Иван Пачин), «За исполнение роли Тонино» (Михаил Ложкин), «За лучший спектакль в театре кукол».

Композиция повествования построена через призму воспоминаний главного героя. Тонино – маленький мальчик из Италии, вспоминает о своём детстве. Мама и папа Тонино (Ирина Кривченок и Алесь Снопковский) постоянно пропадают на работе, поэтому мальчик большую часть времени проводит в нелюбимом детском саду. Туда его ежедневно отводят и забирают из него бабушка Антониэтта (Анастасия Грицай) и дедушка Луиджи (Иван Солнцев) – родители отца, живущие в соседней квартире. Однако еще у Тонино есть дедушка Оттавиано (Роман Дадаев) и бабушка Теодолинда (Надежда Мошкина) – родители мамы, живущие в деревне, в сорока километрах от города. Они всегда очень рады видеть внука, несмотря на то, что удаётся им это редко.

Начало спектакля интригующее. Артисты просто стоят шеренгой и занимаются коллективным приготовлением…гоголь-моголя! Его вкус ассоциируется у Тонино с беззаботным и полным радости детством, о котором он вспоминает.

Декорации поражают своей простотой: лучи солнца – простой моток жёлтого скотча, само солнце – жёлтая тряпочка, на этот самый скотч и приклеенная, нарисованные на картоне животные, люди, деревья – всё сделано настолько просто, буквально из того, что «было под рукой», но именно это придаёт спектаклю свою изюминку.

А та нарочитая «детская наивность», в стиле которой играют актёры, в полном объёме передаёт эмоциональную окраску, которой наполнено произведение. Благодаря этому приёму актёрской игры режиссёру-постановщику удалось показать произведение на сцене таким, таким, каким его должен видеть зритель. Особенно отмечу главного героя. То, как Михаилу Ложкину удается перевоплощаться — отдельный разговор. Здесь мы его видим действительно маленьким ребенком, которого он и играет. Без фальши и нарочитой детскости, какой ее любят изображать. За это ему особый лайк.

Очень важную роль играет отображение происходящего на сцене сразу в трёх пространственных плоскостях: помимо стен актёры также используют пол в качестве ещё одной площадки для выступления. Именно на полу всё тем же скотчем выклеено огромное вишнёвое дерево, на котором Тонино и Оттавиано рассуждают над многими волнующими их проблемами.

Кстати, завязка сюжета начинается давным-давно именно с посадки дедушкой Оттавиано вишнёвого черенка на своём участке в честь рождения дочери. Он решает назвать вишню Феличе, что в переводе с итальянского значит «Счастливая». Через много лет, когда Тонино исполняется пять, семья теряет бабушку Теодолинду. В этом повороте сюжета отражена проблема, с которой сталкиваются многие дети – потеря пожилых членов семьи, но здесь она переосмыслена таким образом: для детей они не умирают, никуда не уходят, они живы, просто выступают под другим внешним видом. Так, по мнению Тонино, бабушка никуда не исчезла, она перевоплотилась в образ любимицы скотного двора, гусыни Альфонсины, чрезвычайно умной птицы:

— Дедушка, а я думаю, что наша бабушка – она не бросила нас. Просто вместо себя она оставила Альфонсину.
— А кем бы я тогда был, Тонино?
— Ну, наверное, вишней…
— А ты?
— А я бы был птицей, чтобы всегда находиться рядом с вишней и клевать её сочные спелые ягоды.
— Послушай, Тонино, послушай, как шумит листва Феличе, словно каждый её листочек вдыхает свежий воздух, ты слышишь!?
— И правда, Феличе дышит!

Тонино видит своего дедушку в роли вишни, потому что именно Оттавиано учит Тонино познавать мир, отличать плохое от хорошего, добро от зла, учит его быть самостоятельным и чутким, добрым и отзывчивым мальчиком.

Вишнёвое дерево выступает образом, символизирующим деревенскую жизнь, красоту и природу, которые противопоставлены искусственному городскому миру. Даже люди городские и деревенские разные: Антониэтта и Луиджи относятся к Тонино достаточно холодно, без искренней любви и особого восторга, да и сам мальчик к ним не тянется. Абсолютно другими зритель видит Оттавиано и Теодолинду – таких простых деревенских жителей, полных любви к внуку и радости каждому новому дню. Их пример учит Тонино быть единым с природой, ведь пыльные города и мегаполисы, растущие в размерах и поглощающие живую природу, лишают человека истинной красоты. Это поглощение показано буквально. Однажды семья получает письмо о том, что муниципалитет решил проложить через двор дедушки дорогу и все живое на участке, включая вишню, должно исчезнуть…

Тут поднимается совсем недетская проблема негативного влияния урбанизации на человека, уничтожение природы, которую такой живой только что нам представили. И мы уже совсем по другому воспринимаем это злосчастное решение муниципалитета. Спилят то не просто вишню. Спилят как бы дедушку Тонино… Возможно, и взрослы лишний раз задумаются, глядя на это, что надо беречь живую природу, и дети не будут в будущем губить ее.

Итак, спектакль движется к развязке, которая оставляет нам открытый и более драматичный, в отличие от финала книги Нанетти, финал. В жизни героя, который уже пережил несколько потерь,  встает вопрос о гибели Феличе. Тонино бросается на борьбу за дерево, которое для него больше чем дерево. Его действия отражают борьбу за живую природу, за красоту, за нерушимость окружающего нас поистине живого мира. Развязка поражает. Именно в тот кульминационный момент, когда Тонино словно замирает, зашатавшись высоко на вишне,  зритель может ясно понять мнение автора произведения по отношению к масштабным экологическим проблемам, которые соединяются еще и с проблемами нравственными. Именно в момент финального этапа спектакля зритель оценит всю сложность постановки в нравственном, моральном, философском и, просто-напросто, психологическом плане.

На самом деле, спектакль достаточно взрослый, несмотря на то, что рекомендован для семейного просмотра. Эмоции доходят до предела, моментами становится сложно чисто психологически. Зритель разного возраста поймёт смысл этого спектакля по-своему: дети просто увидят замечательную историю, взрослые же обязательно откроют для себя нечто большее. Иначе как вы объясните своему ребёнку, почему вы плачете?

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»