Небо в чемодане или цуцики в ночи

Ирина Орлова. Где культура

«Ты живёшь, пока тебя кто-то любит»

Когда у родителей нет времени на воспитание детей, в дело вступают дедушки — в Большом театре кукол состоялась премьера спектакля «Мой дедушка был вишней». 

В самом начале зрителям объявили, что в этой истории мамы волнуются, дети мечтают, а дедушки — лазят по деревьям и приносят счастье. Не обманули: самые радостные дни итальянского мальчика Тонино связаны с его дедом. Вместе они мечтали, слушали природу с закрытыми глазами, карабкались по деревьям и рассуждали о жизни и смерти. Дед Оттавиано, сам в сущности ребёнок, был искренним, непосредственным, самобытным и по-настоящему живым, а дети тянутся к этому, безошибочно чувствуя фальшь. 

Оттавиано жил в деревне с женой, бабушкой Теодолиндой, оба они — полная противоположность других, городских, бабушки и дедушки мальчика. Те, родители отца, были скучными, чопорными и больше всего любили, кажется, свою маленькую вредную собачку. Зато в деревне всегда было раздолье, каждая поездка туда становилась праздником! 

Хоть спектакль и рассчитан на аудиторию 9+, его создатели не боятся грустных тем, ведь это тоже часть жизни. Расскажут и про смерть любимой бабушки, и о вранье взрослых, и о противостоянии бездушным властям. Те решили построить дорогу рядом с домом семейства, а для этого требовалось срубить вишню. Ту самую вишню, которую дед посадил в честь рождения своей дочери, будущей матери мальчика Тонино. Дерево он назвал Феличе — счастливый, а дочь — Феличита, то есть счастье. Его дочь и это дерево росли вместе, поэтому дед, конечно, не мог просто взять и сдаться муниципалитету. 

Режиссёр Иван Пачин говорит о спектакле так: «У каждого из нас был человек, который учил воспринимать мир иначе, учил "слушать вишню". Важно не терять в себе художника, ценить мир не ценниками и не ярлыками… Мы хотим рассказать историю про удивительного Дедушку, удивительного мальчика, про удивительную итальянскую семью. Историю, которая наполнена юмором и болью одновременно». 

Невесёлые сюжетные ходы компенсирует озорство актёров, их яркие, почти как у стиляг, наряды, динамика спектакля и музыка. Для звукового ряда использовали, например, песню 1954 года «Mr. Sandman», ставшую известной рождественской мелодией, а также песню группы Karamazov Twins: «Рождённый ползать доползёт до края земли, рождённый летать улетит в космос». В сочетании с режиссёрскими придумками и невероятным артистизмом актёров история получилась отнюдь не печальной, скорее, очень трогательной. А рассказ-воспоминание от лица Тонино, в доверительной, местами даже будничной манере, сближает со зрителем, устанавливает дружескую атмосферу и устраняет малейший намёк на пафос. 

Основа спектакля «Мой дедушка был вишней» — одноимённая пьеса итальянской писательницы Анджелы Нанетти, которая очень хорошо знает детей: много лет она проработала учителем в школе, и только в 53 года перестала преподавать и посвятила себя книгам. Анджела считает, что современные дети утратили свободу, они задавлены напряжённым ритмом жизни и не знают, что такое тишина, а поэтому боятся её. Мудрые и глубокие книги писательницы написаны простым языком, они помогают вернуть детям немного естественности и умиротворённости. Не помешает это и взрослым, поэтому спектакль Большого театра кукол можно смело советовать и тем, кто ребёнком себя уже не считает. 

 

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»