BTKFest

Марина Константинова. MUSECUBE

Когда одна вишня стоит целого сада

В искренне ценимом многими петербуржцами БТК относительно недавно появился новый спектакль, успевший завоевать любовь публики самых разных возрастов. Постановка «Мой дедушка был вишней» выросла из небольшого театрального эскиза, созданного актерами во время летней лаборатории по новой детской литературе. Книга Анджелы Нанетти под руководством режиссера Ивана Пачина превратилась в веселую и одновременно грустную история о детстве, отношениях в семье, чувствах и переживаниях ребенка.

Яркие цветные пятна одежды персонажей, созданные из подручных средств декорации, оригинальное музыкальное оформление постановки, характерные и легко узнаваемые типажи героев заставляют влюбиться в спектакль едва ли не с первой минуты. В основе сюжета — история одной большой итальянской семьи, рассказанная малышом Тонино и показанная через призму его незамутненного детского взгляда. Но за этим повествованием можно разглядеть глубокий второй смысловой план. Конфликт поколений, сложные взаимоотношения взрослых, разрыв между городом и деревней, разрушительная сила бездушной государственной машины – лишь то немногое, о чем можно поразмыслить во время просмотра. А в центре сюжета маленький мальчик, чьи мысли, чувства и желания зачастую не совпадают с представлениями мамы – папы – бабушек — дедушек. Порой беззаботное лето в деревенском доме любимого деда с играми и развлечениями на открытом воздухе оказывается для маленького человека важнее и нужнее торжественного дня рождения в городской квартире с тортом и горой подарков. Его крохотный мирок страдает от внешнего воздействия старших, которые непременно знают, как лучше сделать малышу. Но знают ли на самом деле?

Одна из важнейших тем постановки – смерть и ее восприятие ребенком. Попытка обмануть малыша, сказав, что «бабушка улетела на самолете на небо» приводит к настоящей детской истерике. Приходится сказать правду, какой бы горькой и тяжелой она ни была. В зале повисает мертвая (да простится автору невольный каламбур!) тишина. Но это только первая потеря: после долгой болезни умирает и горячо любимый дедушка. Кто-то скажет, что такому не место в детском произведении, но автор и режиссер считают иначе. О столь важных и неизбежных темах непременно нужно говорить с ребенком. И, возможно, прикоснуться к этой серьезной проблеме лучше всего как раз через язык искусства.

Не менее важной для Анджелы Нанетти оказывается и тема социальная. Муниципалитет грозится срубить любимую вишню, столь дорогую сразу для нескольких поколений семьи. Все во имя общественного блага – необходимо построить новую скоростную магистраль. Но что такое автомобильное шоссе для ребенка, если придется пожертвовать не просто деревом, а настоящим другом? Даже развод родителей меркнет на этом фоне, мальчик упоминает об этом вскользь. И в финальной сцене спектакля малыш Тонино совершает по-настоящему сильный и смелый поступок – забирается на самую высокую ветку, чтобы спасти вишню. Зрители от мала до велика искренне верят, что у него это получится.

Актерская игра в спектакле заслуживает искренней похвалы. Юный Тонино в блестящем исполнении Михаила Ложкина сразу очаровывает каждого зрителя. Маленькие зрители видят в нем ровесника, а в отдельные минуты спектакля – сообщника и соратника. Взрослые же с умилением и любовью взирают на его историю. Быть может, после данного спектакля родители начнут лучше понимать своих детей. А те, в свою очередь, запомнят, что детство – самая счастливая пора в жизни, несмотря ни на что. Впрочем, они и так это прекрасно знают.

Марина Константинова специально для MUSECUBE

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»