Летающий велосипед

Елена Добрякова. Инфоскоп. 2017. №243. C. 28

Безграничные возможности. Снежинка, которая не тает

В последнее время инклюзивный театр стал если не сказать модным направлением, то весьма распространенным, востребованным. Он выступает не только в качестве терапии, включая в творческий процесс людей с ограниченными возможностями, страдающих различными заболеваниями, но и самым невероятным образом рождает новые возможности для сценических воплощений, неожиданные формы и способы общения со зрителем.

Яна Тумина — тот режиссер, что владеет даром творить совершенно особый театр, где визуальное, музыкальное, чувственное сочетается настолько гармонично, что зритель буквально ныряет в эту атмосферу любви, счастья, радости открытий. Это и «Трюк» — спектакль по пьесе Эрика Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая дама», где умирающий от лейкемии мальчик за последние 12 дней своей жизни успевает совершить множество открытий и прочувствовать столько бесценного, что его опыт способен излечить самую отчаявшуюся душу. В другом спектакле — «Колино сочинение» по стихам и сказкам Коли Голышева, мальчика, родившегося с синдромом Дауна, — радость узнавания нового чудесного мира просто захлестывает исполнителей и публику. Также недавно созданный спектакль Туминой «Я — Басё» театра «Упсала-цирк», в котором играют дети-даунята и актеры, некогда бывшие трудными подростками, никого не оставляет равнодушным. 

ВАЖЕН ЧУВСТВЕННЫЙ ОЖОГ 

— Театр — это встречи, каждая из них может не только стать вдохновением или подсказать решение, но и определить путь, — рассказывает Яна Тумина. — Так случилось, когда в 17 лет я пришла в театр к Борису Понизовскому. Это во многом определило весь мой дальнейший путь в профессии. Почти каждая встреча может стать поводом для глубокой рефлексии, и некоторые из них превращаются в спектакли. Такой была история с Аленой Первухиной с курса Руслана Кудашова, от встречи с которой родился спектакль «Снежинка». Он на сцене уже четыре года. Алена болела лейкемией, перенесла тяжелую операцию. В период реабилитации она продолжала учиться. На курсе шла работа над сказками. И я ей предложила историю «Снежинка, которая не таяла». Это сказка, в которой очень глубоко обозначены темы смысла жизни, предназначения и смерти. Для Алены это был не просто сюжет, а мощные личные переживания. Мы договорились, что когда она поправится, то сыграет этот спектакль. Алена поправилась! И мы, несмотря на множество трудностей, смогли сделать и выпустить эту работу. Алена играла «Снежинку» больше года (спектакль идет на Малой сцене Большого театра кукол). Потом она вышла замуж, стала мамой. Теперь Алена вернулась в проект и работает в дубле с Алисой Олейник, которая блестяще подхватила эту философскую сказку, созданную на основе личного опыта. 

«МОЙ СЫН — ДАУН»

У Яны, всегда склонявшейся к театру как к способу личного высказывания, видимо, не могла устроиться собственная жизнь без серьезных и даже трагических событий. В начале пути случилась безвозвратная потеря близкого человека — любимого мужа. Ее первый супруг, художник, погиб в возрасте 22 лет. Но судьба подарила новую встречу — с талантливым актером, мастером горлового пения Александром Балсановым. Они поженились, стали рождаться дети (в семье Яны и Саши четверо детей). Третий по счету малыш, Семен, явился на свет с синдромом Дауна. Нужно было время, чтобы начать говорить об этом и жить с этим открыто и свободно, без растерянности, страха и чувства вины. Яне подарили книгу Сергея Голышева «Мой сын — даун». В ней автор рассказывал о своем сыне Коле, который не столько вопреки, а, возможно, благодаря своей особенности стал талантливым поэтом, начал писать удивительные сказки. А разгадка проста: с детьми, родившимися с синдромом Дауна, надо особенно внимательно заниматься, прислушиваться к их желаниям, их потребностям, чувствовать их восприятие мира, учиться у них доброте и эмоциональности, чистоте, наивности. И тогда, вполне возможно, проявится и разовьется их талант в какой-то из областей. После встречи с этой книгой Яна задумала поставить спектакль по сочинениям Коли. Разыскала его папу — Сергея Голышева, рассказала о своем замысле, получила разрешение на постановку.

— Я почувствовала, что многое смогу в этой работе передать людям, показать, какими прекрасными, глубокими, удивительно тонкими могут быть особые дети, — делится Яна. — Меня поддержали и автор книги, и мой муж Александр Балсанов (для которого есть важная роль в этом спектакле), и целая группа моих соавторов: актриса Анна Сомкина, художник Кира Камалидинова, композитор Анатолий Гонье, видеохудожник Маша Небесная и художник по свету Лара Новикова. Никто не смог остаться равнодушным к одаренности Коли. Множество людей включилось в проект, очень помогли собранные деньги на платформе Планета.ру. И все случилось!

Премьера спектакля «Колино сочинение» состоялась в прошлом году. Спектакль получил две «Золотые маски» — это высшая национальная театральная награда. Коля со своим папой приезжали на премьеру, и после спектакля 16-летний автор безостановочно, пока гости, среди которых были журналисты и театральные критики, пили чай, писал и писал стихи — они были не грустные, не печальные, как это у него часто бывало прежде, они были радостны, полны ощущения счастья. Это особенность «солнечных детей» (как называют детей с синдромом Дауна) — непосредственно передавать те чувства, которые они испытывают.

ЛЯГУШКА ПРЫГНУЛА В ВОДУ

С «Колиного сочинения» началось возвращение в актерскую профессию и Александра Балсанова, мужа Яны. Он долго был вынужден много времени проводить с детьми, давая возможность проявить себя жене как режиссеру. А потом возникла совместная работа Александра и Яны в «Упсала-цирке». Был целый год занятий, неспешного вхождения в жизнь группы особых детей. Сначала это вообще не касалось драматического искусства, а скорее решения самых простых понятных задач.— Если особых детей не заставлять делать что-то специально, они могут в поставленной конкретной задаче быть необычайно выразительными, так как обладают определенной харизмой и не задумываются над теми вещами, над которыми будет ломать голову обычный драматический актер, стараясь свои действия каким-то образом оправдать, —считает Яна. Потом директор «Упсала-цирка» Ла-риса Афанасьева предложила смелую идею — снять резиденцию и уже попробовать по-настоящему репетировать спектакль. Действительно, был взят в  аренду трехэтажный особняк в Агалатово, и вся семья Яны поехала туда. Жили там с воспитанниками «Упсала-цирка», сочиняли спектакль, репетировали. Одной недели хватило для того, чтобы понять: спектакль состоится. Александр Балсанов так органично взаимодействовал с детьми, что его наставничество само собой перешло в роль Басё. Выбор материала определился тоже вполне естественно. Японские хокку! Лямуры (так называют группу даунят в «Упсала-цирке») с раскосыми глазами будто сошли с японских миниатюр.

И по атмосфере хокку очень подходило для этих детей. Как сыграть историю, в которой нет конфликта, но происходит так много событий? Лягушка прыгнула в воду — всплеск в тишине. Благодаря природе особых детей атмосфера хокку оказалась воплощенной на сцене.— Добиваться от особых детей того понимания, которое я вкладываю в этот спектакль, конечно, не стоит, — делится Яна. — Но они счастливы от того, что делают, как на них реагируют зрители. И это самое главное достижение — особые дети в сценическом действии развиваются! Они играют один и тот же рисунок, но каждый раз создают его соответственно сегодняшнему дню и пришедшей аудитории. Они гиперсенситивны, очень чувствуют зал. Они — интересные партнеры.

ДЕРЕВЕНСКИЙ ДОМ — ЭТО ТЕПЛАЯ СТЕНКА

Сегодня Яна Тумина начала новый проект — подготовку спектакля «Русские потешки» для слабовидящих детей. Уже собрана команда соавторов, подыскиваются площадка, волонтеры, которые бы помогли осуществить проект. Для рождения спектакля привлекаются педагоги, дефектологи, художники. Яна говорит, что идея с театром для незрячихи слабовидящих возникла у нее гораздо раньше появления в ее жизни особого ребенка Семы. Так как режиссер занимается визуальным театром, она пошла от обратного: а что она может предложить людям, которые не видят? Как представить невидящему ребенку деревенский дом? Наверное, это теплая стенка. Ведь в доме пекутся пироги. А как понять размеры, пропорции? Для этого надо сделать макет дома и дать пощупать крышу, трубу, окно. Склонность к экспериментам заставляет Яну Тумину постоянно находиться в движении. Наверняка мы еще увидим новые интересные проекты, в которых будут участвовать особые дети и зрителями которых станут дети с особенностями развития. Яна не любит слово «миссия», но, кажется, именно оно наиболее точно характеризует тот фантастический театр, который она создает. И остановки в этом движении не предвидится.

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»