На главную

ich-bin-walkure. 2010. 5 сент.

МЫ

Вчера внезапно так посетила спектакль по одной из моих любимых книг — «Мы» Евгения Замятина. Поскольку спектакль, хоть и позиционируемый как взрослый, идёт на сцене Большого Театра Кукол, у меня были некоторые сомнения, смогу ли я принять видение режиссёра, смогут ли они отразить всю прелесть романа в такой вот форме.

На деле оказалось, что идея с куклами очень даже по теме, т.к. куклы выглядели как икеевские гестальты, безликие, все одинаковые. Масса миллионных долей тонны. «И вот — две чашки весов: на одной — грамм, на другой — тонна, на одной — «я», на другой — «Мы», Единое Государство. Не ясно ли: допускать, что у «я» могут быть какие-то «права» по отношению к Государству, и допускать, что грамм может уравновесить тонну, — это совершенно одно и то же. Отсюда — распределение: тонне — права, грамму — обязанности; и естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что ты — грамм и почувствовать себя миллионной долей тонны…» И лишь в мгновения «помутнения сознания» героев вследствие болезни под названием «душа» мы видим их настоящие лица — мужчины и женщины, сближающиеся для поцелуя, а их маски-марионетки свисают безвольно в руках, живых, тёплых.

Помимо актёров, руководящих марионетками простых жителей, в спектакле присутствуют актёры, играющие сами по себе, выделяющиеся из множества «миллионных долей тонны». Это Благодетель, его Хранители, Инквизиторы и нищая слепая, обитающая возле Старого Дома — единственного сохранившегося здания с непрозрачными стенами. В одном из отзывов я читала, что эта слепая, шепчущая стихи на немецком, олицетворяет собой Германию, которую побеждает математически выверенная, тоталитарная и тяжеловесная машина Единого Государства — Советского Союза. Однако мне бы подобные мысли не пришли в голову, если бы не тот отзыв.

В общем и целом спектакль оказался вполне удачен, с дословными цитатами из оригинала (особенно приятно было услышать те мысли, которые я сама для себя когда-то выделила). Поскольку все актёры — студенты факультета театра кукол СПбГАТИ, всё действо выглядит как-то свежо, искренне, надрывно. Атмосфера повсеместного контроля, угнетения личности передаётся очень живо, даже в антракте занавес не опускается, и какое-то время Благодетель безмолвно сидит в глубине сцены, наблюдая за залом. Однако чего-то всё же не хватило. Чего-то такого, что преследовало меня во время чтения. Сама атмосфера казалась мне серьёзней, светлее по гамме, но депрессивней, без той сатиры, которая слетает в спектакле с губ Главного. И, несмотря на то, что музыка была подобрана тематически хорошо, мне она не очень понравилась, поскольку я такое совсем не слушаю (вроде бы группа «Аукцыон», если я не путаю).

© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy