БТКФЕСТ


Не упусти свое счастье

У большинства людей 7 ноября нынешнего года неразрывно связано со столетием революции. Многие культурные события так или иначе соотносятся с Лениным, большевиками и штурмом Зимнего. Но в Большом театре кукол считают иначе. Завершающим аккордом БТК-феста стала премьера спектакля «Небо в чемодане, или Цуцики в ночи», состоявшаяся как раз 7 ноября. Режиссером постановки выступил Руслан Кудашов. Строго говоря, этот спектакль – не совсем премьера, а, скорее, новая сценическая версия. Но переосмысление старого способно вызвать интерес не меньший, чем представление чего-то свежего. 

Действо на сцене начинается внезапно, без предупреждения. В глубине сцены появляются актеры, начинают неспешно гримироваться и фактически на наших глазах входят в образы. Четверка неоднозначных персонажей: назовем их условно Писатель, Неудачница, Пьяница и Дама. Музыкальным введением в спектакль и основным его лейтмотивом становится бессмертная композиция Strangers in the night, некоторым образом перекликающаяся, как мы понимаем, с названием самой постановки. Чего ждут наши герои, о чем мечтают, что предвкушают? Вот-вот должен прибыть поезд, который изменит всю их жизнь. Они таскают с собой громоздкие тяжелые чемоданы и ждут, ждут, ждут… Но раз за разом обманываются: не тот поезд, не тот состав, вагоны мелькают мимо, а четверка несчастных по-прежнему остается на перроне. Чемодан выступает здесь символом бэкграунда, который у каждого свой. Кто-то мечтал о семье и детях, кому-то хотелось славы и признания. И Пьяница тоже ведь не всегда был таким. Его манило море, он жаждал приключений и открытий. До сих пор он носит с собой бескозырку и бумажный кораблик в память об ушедшей мечте. 

Но всегда есть шанс начать все с нуля. Общими усилиями Пьянице помогают расстаться с пагубной привычкой, Писатель не позволяет Неудачнице броситься под поезд. И вообще вдруг внезапно выясняется, что строгая Дама (она же Доктор) – человек ранимый и слабый. Ей требуется поддержка, забота, зонт и теплый шарф в дождь, наконец. И – о, чудо! — все это способен дать Моряк (давайте же называть его отныне только так). А сквозь толстые стекла своих очков Неудачница разглядывает Писателя и видит в нем нужного ей человека. Все складывается, счастье приходит, когда уже и не ждали. Писатель заключает возлюбленную в свои объятия – они больше не одиноки. И проезжает мимо героев в финале милый игрушечный паровозик. А призрачный поезд иллюзорного счастья больше не актуален, жить в плену фантазий более не надобно. Они могли бы упустить любовь, но смогли вовремя прозреть, перестав быть теми самыми цуциками – слепыми щенками. 

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»