БТКФЕСТ


Отзыв о спектакле «Прогулки с Винни-Пухом» Большого театра кукол

Популярный некогда спектакль «Прогулки с Винни-Пухом» Большого театра кукол не ставился на петербургской сцене уже столько лет, что со времени последнего показа народилась и вошла в разум целая поросль петербургских детей, его не видавших. С одним таким ребенком по имени Гоша и отправились мы смотреть этот хорошо забытый новый старый спектакль.

Мы с сыном Гошей — люди разных Винни-Пухов. Мой Винни-Пух живет в памяти где-то рядом с Брежневым и программой «Будильник» и говорит голосом актера Евгения Леонова. Гошин Винни-Пух — желтый, в красной рубашке без штанов — диснеевский. Оба образа самодостаточны и для каждого из нас безальтернативны, а любому новому варианту надо очень постараться, чтобы стать «тоже» Винни-Пухом.

И в Большом театре кукол честно постарались. Вселенная Винни-Пуха и его друзей, созданная режиссером Русланом Кудашовым, не стремится ни на какую другую быть похожей. К этой вселенной зритель подготавливается постепенно. Сначала обозначается среда: маленький детский стульчик, лесенки и обычные детские игрушки внезапно вырастают до размеров целого дома, становясь основными декорациями этого спектакля. Достигается своеобразный эффект: это не реквизит подрос, это ты, находясь в зрительном зале, уменьшился до размеров маленького мальчика. И соседи твои уменьшились. И актеры на сцене. И вот тогда только появляются куклы, да и те — очень постепенно. Даже Пятачок появляется лишь в середине первого действия, а иных героев приходится ждать аж до второго.

В этой вселенной не совсем привычные нам характеры главных героев. Здесь Пятачок бодр и активен, Ослик Иа скорее желчен, чем печален, Кролик неуклюже-комичен, а сам Винни, пожалуй, не обладает так привычной нам харизмой. Но в конечном итоге, наша с Гошей реакция на Милновско-Заходеровских персонажей, пройдя стадии отрицания, гнева, торга и депрессии, дошла-таки до принятия: да, эти герои тоже имеют право на существование. Пусть в наших сердцах живут другие медведи, но и эти — тоже хороши!

Не последнюю роль играет техническая составляющая спектакля. Куклы на сцене просто живые! Механика управления куклами в спектакле на высоком уровне. Отдельные элементы (бег и курьезные падения Пятачка, полёт Винни-Пуха на воздушном шаре и стрельба по нему из ружья, эмоции Ослика и движения Совы) — оригинальны и смешны.

С сюжетом авторы решили не искать добра от добра. Разыгрываются всего три истории: про пчел и неправильный мед, про поход в гости к Кролику и про день рождения Иа. Здесь все хрестоматийно вплоть до отдельных реплик. А вот музыка не очень порадовала: знакомые по советскому мультфильму заходеровские песенки-бурчалки исполняются под другие, довольно невзрачные мелодии. Зато есть великолепный закрывающий первое действие музыкальный номер с вытаскиванием Пуха из норы и всеобщей суматохой под все нарастающие аккорды сиртаки. Очень бодро и даже кинематографично.

Вышеупомянутых декораций (гигантские стульчик, кубики и лесенки) плюс вращающейся сцены достаточно, чтобы соорудить и дерево с пчелами, и нору Кролика, и домик Совы, и все остальное. Нет в мире такого сооружения, которое дети с помощью фантазии не могли бы построить из кубиков.

Наконец, как полагается хорошему спектаклю, по «Винни-Пуху» разбросаны маленькие веселости. Гошу, например, невероятно порадовали пчелы-прищепки — реализация простой, но очень забавной задумки.

Резюмируем. Очень хороший спектакль для детей пяти — восьми лет. Основная масса детей в зале — дошкольники с Винни-Пухами под мышкой. Девятилетнему там, пожалуй, будет чересчур простовато. Интерактива или какого-либо «околоспектакля» театром не предлагается. В антракте можно разрисоваться аквагримом или перекусить в симпатичном буфете.

 

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»