На главную

Людмила Безрукова. Российская газета. №790 (18)

Тут куклы так похожи на людей

Сотрудничество театров Бреста и Петербурга рождает настоящие шедевры

Малый зал Большого театра кукол в Петербурге был переполнен, лишний билетик спрашивали метров за сто от входа…а спектакле брестского театра кукол "Луна Сальери" был аншлаг. 

Привлек зрителей спектакль "Луна Сальери". О нем питерские театралы давно были наслышаны. В частности, от своих соседей-белорусов. Поставленный несколько лет назад на сцене Брестского театра кукол, он вошел в число лучших драматических постановок Беларуси. Отметили его и во Франции на одном из самых престижных фестивалей кукольных театров. А вот до родины своего отца-создателя режиссера Руслана Кудашова добрался впервые только сейчас.

В детских театрах, каковыми принято считать кукольные, подобные постановки нечасты. Считается, что они "для взрослых". У Кудашова на этот счет свое мнение. С первых лет работы в Большом театре кукол, куда он пришел ровно десять лет назад, режиссер предлагает зрителям спектакли, пробуждающие юные души для доброго, светлого, важного.

Таким был и его "Холстомер" по знаменитой повести Льва Толстого. Собственно, с него и началось сотрудничество Руслана Равильевича с брестским коллективом.

- В этом году исполнилось ровно 15 лет со дня нашего знакомства, - сказал корреспонденту "СОЮЗа" Михаил Шавель, художественный руководитель Брестского театра кукол. - А познакомились мы на Международном театральном фестивале "Белая Вежа", который много лет проводят два брестских театра - наш и драмы. Питерцы тогда сами прислали заявку, мы пригласили их. Тогда я и увидел впервые его работу, спектакль "Потудань". Он получил Гран-при. Через год Руслан снова приехал, и снова - Гран-при! Грех было не предложить ему поставить что-нибудь у нас, с нашими актерами. Может быть, "Холстомера", подумал я? Как раз приближалось тридцатилетие одноименной знаменитой постановки в питерском БДТ, носящем ныне имя Георгия Товстоногова, с Евгением Лебедевым в главной роли. В 2005 году кукольный "Холстомер" был представлен зрителю. И до сих пор собирает аншлаги! А мы с Русланом с тех пор большие друзья.

Дружба двух талантливых мастеров перешла в тесное сотрудничество их самобытных коллективов. После "Холстомера" Кудашов поставил в Бресте "Луну Сальери". Затем - "Фро". В основе этого спектакля - одноименный рассказ Андрея Платонова. Спектакль был признан в Беларуси лучшим в своем жанре в театральном сезоне 2015/16 гг. А молодая актриса Оксана Чивелева за роль в нем удостоена награды в номинации "Лучшая женская роль".

Оксана уверена, что ее успех - заслуга всех, кто работал над "Фро". В том числе художника-постановщика Марины Завьяловой, сподвижницы Кудашова по питерскому БТК. "Во время репетиций у нас было удивительное единение, мы жили этими репетициями", - говорит Чивелева. Ее товарищ по труппе Владимир Тевосян, играющий и во "Фро", и в "Луне Сальери" (роль самого Сальери), о работе с петербургским режиссером отзывается так: "Это было прекрасное время! Хотя почему "было"? Творческий союз белорусов с российским режиссером крепнет и развивается".

Этой весной Брестский театр кукол впервые приезжал на гастроли в российскую Северную столицу. Они были посвящены 45-летию Руслана Кудашова. Юбилей пусть и не совсем "круглый", но, безусловно, значимый.

Сам Руслан Равилевич считает, что ему очень повезло с брестским театром, его худруком Михаилом Шавелем и его артистами. "У них прекрасная школа, - говорит он. - Очень творческие люди, каждый - личность". И мечтает приехать когда-нибудь в Брест со своей питерской труппой. Возможно, это случится уже в 2019 году, когда планируется открыть новое здание самого западного в Беларуси и самого известного на пространстве СНГ Брестского театра кукол.

© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy