На главную

Марина Константинова. MUSECUBE

"Геракл" в БТК: Последний герой

Мир древнегреческих мифов, таинственный и манящий, всегда был интересен взрослым и детям. Отличный повод впервые познакомиться с историями из далеких веков – спектакль «Геракл», с должным успехом идущий на сцене БТК. Постановку вполне можно считать выполненной в синтетическом жанре: режиссер Денис Казачук мастерски соединяет собственно кукольную часть, игру актеров плюс использование видеопроекций. Все это рождает в совокупности яркое, красочное, умное и глубокое действие, от которого глаз не отвести. Одновременно «Геракл» заставляет задуматься об очень и очень серьезных вещах, иначе взглянуть на вечные темы добра и зла.

Начало спектакля проникнуто героическим пафосом: никто не может помочь несчастным грекам спастись от бесчисленных бед. Взывают к небесам и великим богам простые люди. И вот, на счастье, появляется Геракл, сын Зевса и смертной женщины Алкмены, которому предстоит прославиться немалыми подвигами. Далее все по каноническому сюжету: расправа надо львом и гидрой, быками и вепрем, Стимфалийскими птицами и великаном Антеем. Не все двенадцать подвигов представлены в спектакле, но режиссеру важно другое. Показать не текст, а подтекст – вот что главное. Не повествование, а глубинный смысл выходит на первое место. Это в начале славных дел своих мускулистый красавец Геракл бодр и весел, но с каждым новым подвигом непомерная усталость берет свое. На глазах у зрителей он превращается в бородатого старца, которому уже ничего не надо от жизни. Геракл уходит в вечность, найдя свое воплощение в прекрасной мраморной статуе.

Дети и взрослые считывают посыл представления по- разному, что, впрочем, совершенно нормально. Для малышей увлекательные похождения героического силача Геракла – увлекательная и яркая история, но зритель постарше получит удовольствие от тонкой умной иронии древнегреческих частушек о подвигах местного богатыря. А еще спектакль Дениса Казачука дает взрослым пищу дл размышлений. Что есть долг? Следует ли нам оправдывать ожидания окружающих? Как научиться говорить «нет»? Бессмертие: награда или наказание? Масса вопросов, и каждый последующий сложнее и глубже предыдущего.

Оформление сцены и блистательная игра актеров мастерской Руслана Кудашова заслуживают отдельных хвалебных слов. Обломки колонн, которые Геракл расставляет по местам и приводит в порядок, пугающий сумрак Аида, расположенный в глубине сцены, сразу дают понять зрителю, что здесь действительно Греция, какой мы ее знаем по сюжетам мифов. Пластичность, гибкость, изящность участников представления невольно заставляют залюбоваться ими. Отточенные выверенные движения в такт музыке, повороты головы, легкие движения рук – все просчитано и продумано. И во главе множественных персонажей — яркий и фактурный Алесь Снопковский, исполнитель роли Геракла. Перевоплощение в чудесного спасителя ему удается на сто процентов, и таланту молодого актера веришь безоговорочно.

Спектакль не оставляет никого равнодушным, по окончании представления дети и взрослые увлечено обсуждают увиденное. Если вы считаете, что тематика древнегреческих мифов сложна и непонятна ребенку, возможно, вы просто не видели «Геракла» в БТК. Спешите это исправить!

© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy