На главную

Анна Самсоненко. Барсук-театровед

I ❤ BUGS

Мир сказки Корнея Чуковского прост: тараканы да блошки, бабушка-Пчела да старичок Паучок, именинница Муха-Цокотуха да её жених Комарик. Мир спектакля Анатолия Гущина шире и загадочней: через всю сцену повисла паутина, по полу стелется дым, пространство изобилует красками. Все действие сопровождается музыкой – от The Doors с Pink Floyd до American Wheeze с Сергеем Курёхиным, а привычный текст Мухи-Цокотухи неожиданно дрогнул, превращаясь в сказку-триллер со злодеем Пауком и спасителем Комариком.

Играют спектакль четыре актёра: Сергей Беспалов, Анастасия Грицай, Алесь Снопковский, Василиса Ручимская. Они появляются на сцене (пока ещё без своих героев) в чёрных комбинезонах с надписью «I ❤ BUGS» на спине. В руках у каждого по чёрной коробочке, где лежат шпионские очки и налобный фонарик. Секретные агенты в мире насекомых подсвечивают макет Земли, в пару которому справа висит дискотечный шар, постепенно наполняющий зал световыми лучами. Это – иная вселенная и иная жизнь со своими героями, со своими историями, жизнь интересная и сложная для маленьких зрителей спектакля.

Муха-Цокотуха не такая, как все: размером больше своих товарищей раза в два, с длинными тоненькими ножками и большой жёлтой головой. Не особо жалуют её друзья-насекомые: «Муууууха? Фууууу», – говорят они и зловеще смеются, когда та пролетает мимо. Наша героиня оправдывается: она не просто муха, а Муха-Цокотуха. Не ровня она и розовой красивой бабочке, и умному Кузнечику, читающему книжку Чуковского. Насекомые улетают, уползают куда-то за сцену, оставляя героиню наедине с собой в тишине и пустоте.

Сказка Чуковского постепенно разрастается, вбирая в себя темы дружбы, предательства, одиночества и любви. Каждому эпизоду присваивается своё световое и музыкальное оформление, свой ритм и настроение. Например, покупка самовара на базаре превращается в казино: большое дерево, стоящее в центре сцены, оказывается то ли игровым, то ли музыкальным автоматом с отверстием для большой золотой монетки. Когда Муха опускает туда денежку под характерный трек «Money» Pink Floyd, все ожидают решения рулетки. Музыка играет, свет все чаще и чаще мигает. Выясняется, что Муха-Цокотуха сорвала джекпот – огромный самовар, который выезжает из открывшийся дверцы в стволе дерева.

Самым страшным эпизодом спектакля оказывается появление на сцене Паука. Очень медленно в полной темноте он перебирается с одной нити своей паутины на другую все ближе к несчастной Мухе-Цокотухе. Кукла Паука сделана так, что лапки могут отделяться от головы, и в какой-то момент обе части туловища ужасающе долго будут «танцевать» под музыку. Короткий шестистрочный монолог Мухи-Цокотухи с просьбой о помощи, обращенный к друзьям, в постановке Анатолия Гущина разрастётся до целой арии, звучащей параллельно с «The Knife» Coloringof Pigeons. В детском сюжете незаметно начинает проступать драматизм, которому поддаётся маленький зритель. Кажется, что надежды уже нет: свет гаснет, музыка пропадает, но тоненький луч фонарика выхватывает какую-то крошечную тень на стене. Это, конечно же, летит спаситель-Комарик. Здесь, что называется, мал да удал – своим носиком Комарик убивает злодея-Паука.

Комарик и правда совсем крошечный – примерно такой же, как сапожки на ногах у Мухи-Цокотухи. Ещё меньше – розовенький цветочек, с которым герой приходит просить руки (то есть… лапки) своей возлюбленной. Здесь же и Джим Моррисон, поющий фоном «No me moleste mosquito» (The Doors «The Mosquito»). Но добро восторжествовало над злом, предательство букашек забыто, дети полюбили Комарика и Муху-Цокотуху, которые, в свою очередь, полюбили друг друга. По этому случаю торжество не только на сцене, но и в зале: актёры приглашают зрителей разделить праздник со всеми героями спектакля и угощают каждого маленького гостя печеньем.

© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy