На главную


Все в руках божьих

В этом мире нет полутонов. Белое – добро, чёрное – зло. Белое – Бог. Чёрное – Сатана. А между ними простой человек с земли Уц – Иов (Максим Гудков). Будто срисованный с библейского полотна, Иов в исполнении Гудкова походит на святого страдальца, великомученика, странника-бродягу. В поисках правды, благости и истины он «выясняет отношения» с Богом. Он раскрывает запылившуюся книгу, и начинается рассказ о его жизни, о его вере, о его Боге. А что есть Бог? Чьими устами он направляет человека? Чьими глазами следит за ним? Чьими руками помогает? Каков Бог? Бог трёхлик: Вера (Алена Первухина), Надежда (Виктория Слуцкая), Любовь (Василиса Ручимская). Трёхликому Богу противопоставлен Сатана в виде трех посланников-чертят. В спектакле они то представляют Сатану, то руководят друзьями Иова.
 
Иов, сидящий на выстроенном на сцене, наклоненном к зрителям деревянном помосте, вчитывается в книгу. Ему предначертано пройти три испытания, чтобы доказать свою веру и богобоязненность. Первое испытание Иова: смерть детей. У Иова семеро мальчиков и четыре девочки. Они прибегают к нему, отламывают кусочек хлеба и садятся возле отца, постукивая по сердцу и как-то по-птичьи выкрикивая: «Па! Па!». Он окидывает всех взглядом и каждому улыбается. Но Сатана уже взялся за Иова и разрушил дом, в котором были его дети, и все они умерли. Они «стекли», сползли в образовавшиеся на помосте ямы. И осталась после них обувь – от маленьких детских сапог до больших взрослых туфель. Иов принял испытание, принял горе: «Господь дал, Господь и взял». И ни в чем не обвинил Иов Бога.
Второе испытание Иова – страшная проказа. Проказой поражает его Сатана. Он надевает на Иова дырявый парчовый балахон и обмазывает глиной. Иов корчится, перекатывается с одного бока на другой. А между тем и Бог в таком же парчовом одеянии. Он не оставляет Иова, глазами Веры, Надежды и Любви следит за ним. Страдание Иова – это и Его страдание. Испытание Иова – это и Его испытание. И хор детей Иова (Иван Солнцев, Ирина Чугаевская, Михаил Гришин, Ренат Шавалиев, Сергей Беспалов, Роман Дадаев, Анастасия Грицай, Денис Казачук, Алесь Снопковский, Екатерина Белевич) тоже не оставляют отца своего. Из этих же ям они неожиданно выглянут в дырявом балахоне со своими книгами, страницы которых испачканы алым соком ягод, словно кровью этих детей. Испарятся, медленно опускаясь в яму с вытянутой вверх рукой. Узнав о страдании Иова, к нему приходят три друга: Елифаз (Анатолий Гущин), Вилдад (Михаил Ложкин) и Софар (Мария Батрасова). Они в самом начале (или конце?) деревянного помоста, там, где в первый раз появились Вера, Надежда и Любовь. Три друга – деревянные куклы в руках трехголового Сатаны. Куклы похожи между собой – огромные деревянные головы, тонкие руки, словно стебли дерева. Сердца нет, на его месте пустота. И сквозь эту пустоту показывается самодовольное лицо Сатаны. Каждым руководит кто-то один из его «представителей», говорит от лица друга. А Сатана крутит и вертит куклами как хочет. Смысл их речей один: они предлагают Иову отречься от Бога и похулить его. Но Иов тверд в своей вере.
 
Вслед за друзьями появляется жена героя (Виктория Короткова). Она яростно разламывает хлеб, крошит его (так же неистово раздирали хлеб трое посланников Сатаны, когда появились в первый раз на сцене) и вторит друзьям супруга: «Похули Бога и умри». Иов начинает сомневаться, он не понимает, за что несет такое наказание. Ведь он жил праведно и непорочно, и так же воспитал детей своих. Тогда появляется Елилуй (Дмитрий Чупахин), он карабкается к Иову (в этом время помост поднят почти вертикально), ложится на помост и говорит ему о том, что Бог посылает испытания, чтобы оградить от греха.
Выслушав всех, Иов остается один. Сидя на помосте в набедренной повязке и обнимая книгу, Иов заканчивает свой разговор с Богом словами: «Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле». Бог возвращает все, что отнял Сатана. Появляются дети Иова в белоснежных одеяниях и в такое же одевают отца своего. Они выстраиваются позади Иова и продолжают рассказывать историю, а в это время на них проецируется видео с 3D-эффектами.
 
Библейский текст наполнен множеством знаков и цифр. Режиссер спектакля Руслан Кудашов пополняет их, но не выходит за рамки библейских смыслов. Поэтому его Бог – Ветхозаветная Троица – предстаёт перед нами как Вера, Надежда, Любовь. Сатана противопоставлен Богу, поэтому его земное воплощение – три человека, одетых во все черное, с выбеленными лицами, по пластике напоминающими змея-искусителя или ящера.
Так же много в спектакле живой материи: земля, песок, глина; настоящий хлеб и дерево. Эти простые вещи и предметы смотрятся в истории об Иове органично, легко считываются. Дети берут по кусочку хлеба из рук отца – он их родитель, он их кормит, он вырастил хлеб своими руками, хлеб прорастает из земли, а земля дана Богом.  Сатана с ненавистью кромсает хлеб в тот момент, когда Бог разрешает проверить Иова. Что дал, то взял.
Бог, руками трех богинь, облагораживает землю, чтобы потом здесь появились люди, много деревянных человечков. Бог поможет им, усадит их так, чтобы они не упали. И тогда земля приобретает вселенский смысл. «Все в руках Божьих».
© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy