БТКФЕСТ


Обзор на спектакль "Шпиль" в Большом театре кукол

 
 «… мы должны прожить свой день с утра до вечера, прожить каждую его минуту, открывая что-то новое» (Уильям Голдинг)
 
Если вы не читали «Шпиль» Уильяма Голдинга, но все же дерзнули пойти на спектакль в Большой Театр Кукол, то, скорее всего, вы можете не понять всех деталей, легко ускользающих символических пазлов, из которых Руслан Кудашев с некой загадкой искусно воссоздал роман на сцене.
 
Спектакль «Шпиль» имеет на редкость замысловатый сюжет (у БТК свои на то каноны), сплетенный из человеческих жизней, которые бьются или разбиваются перед неким неподъемным, а для некоторых даже непосильным «величием». Будь то заостренная каменная глыба вверху, будь то сам Бог — не все верят в них! Поиск этой истины, которая как кажется, открывается словно прозрение, что способно таить в себе самые изощренные внутренние страхи, — это путь через тернии возможного грехопадения, гонения и самоуничижения длиною в жизнь.
 
Главный персонаж — настоятель собора Пречистой Девы Марии Джослин начинает ранее нереализованное строительство шпиля и на пути к своей великой миссии сталкивается со внутренними демонами, терзающими рассудок настоятеля, вынуждая мастеров воздвигать тонны шпиля. Но собор мог бы рухнуть в любой момент, так как такового фундамента не было. Но у Джослина было видение, что сулило об обратном. Он одержимо верил в то, что не имеет под собой здравомыслия, что он избран сделать великое дело, павшее на его счет. Он воздвигнет этот шпиль, во что бы это впоследствии ни стало. Друг за другом все причастные к строительству стали жертвами из-за одержимого этой идеей Джослина. За смерти и несчастия этих людей Джослин чувствовал себя виноватым. Приближение к Величию стало тягостно, и он просил о прощении. Когда после стольких скитаний наконец-таки был построен шпиль и в него вбит Господень Гвоздь, Джослин-таки был умиротворен.
 
В игре актеров нет ни капли притворства, незавершенности или других каких-либо визуальных или технических «помех», что мешают актерам вдохнуть целиком и полностью в их образы свою жизнь.
 
Даже не зная сюжета, вы жадно осматриваете каждую деталь, в надежде найти разгадки в кудашевском видении романа «Шпиль». Все очень цепляющее, и, как всегда, умело созданное: декораций минимум — крестцом стоит подобие английского собора, сотканная из веревок паутина, шпиль, огромный шар на его верху и куклы, как неотъемлемая часть спектакля; актеры, знающие свою миссию — доносить до публики то самое необходимое, честное, чтобы вызвать доверие в глазах зрителей, быть той самой нитью между замыслом и проникающей вглубь сутью, будоражащей ума и сердца людей.
 
Все это вместе заставляет отвлечься от собственного эгоистичного бытия, и поразмыслить о чем-то большем, постоянно ускользающем в обыденном. Ну, или хотя бы можно было бы подразнить свое любопытство, не добиваясь ответов, и просто наслаждаться постановкой, оставив для себя что-то не узнанное, не разгаданное до следующего раза…
© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»