На главную

Татьяна Елисеева. ОКОЛО

Дар студеной воды

Спектакль «Сто сорок ударов в минуту. Путешествие из детства» — работа молодого режиссера Дениса Казачука, ученика художественного руководителя театра Руслана Кудашова, поставлен на малой сцене Большого Театра Кукол. Премьера состоялась 19 и 20 декабря 2015 года.

Этот спектакль – не первая режиссерская работа Дениса Казачука. Ранее он поставил на сцене БТК еще два спектакля: «Жизнь» по мотивам рассказа Андрея Платонова «Рассказ о мертвом старике» и «Репка» по русской народной сказке. Вместе с режиссером работала творческая команда: дебютант-художник Ирина Титовец, а также актеры Наталья Сизова, Виктория Слуцкая, Ренат Шавалиев, Роман Дадаев.

Само название спектакля задает определенный ритм, и зритель ожидает увидеть или услышать что-то такое, что живет или двигается с частотой сто сорок ударов в минуту. А отгадка в том, что с таким пульсом бьется сердце новорожденного ребенка. Сердце маленького человека, пришедшего в мир, который существовал до нас и будет существовать после. Рождаясь, ребенок оказывается в гармонии с окружающим миром, с природой. Он получает опыт, наблюдает, изучает, играет, не нарушая общий ход вещей, а органично вписываясь в него. Весь спектакль – это один день от рассвета до заката – аллегория человеческой жизни, проходящей под одним и тем же звездным небом.

В детстве у человека закладывается так называемое «базовое доверие к миру», ребенок должен убедиться и закрепить на опыте мысль, что мир добрый, что он полон любви и ему можно доверять. Играя, наблюдая, проигрывая сто раз одну и ту же ситуацию, ребёнок формирует картину мира: страшно гремит гром, значит, будет дождь, нужно бежать и прятаться. Но после дождя появляется красивейшая радуга и все вокруг освежается влагой. Под корой можно найти жуков, стук в лесу – это стучит дятел, а вот такие распотрошенные шишки – работа белки, добывающей орешки.

В спектакле совсем нет диалогов и слов, это тот редкий случай, когда зритель воспринимает происходящее без языковой интерпретации. Искусно подобранная музыка, шум леса и листьев на ветру, звуки насекомых и плеск воды – все эти выразительные средства настраивают на особую форму восприятия. Наверное, каждый зритель — и взрослый, и ребенок, во время спектакля совершит в путешествие в свое собственное детство, где можно лежать на траве и часами наблюдать за муравьями, слушать пение птиц и жужжание насекомых, провести целый день на воздухе, забыв про обед, и вернуться домой уже затемно.

В своей работе режиссер использует многообразие художественных средств, ведь удержать внимание маленьких зрителей — трудная задача. Тут и театр теней, и пластические танцевальные этюды,  и куклы в умелых руках актеров, и красочные декорации. Несмотря на изобилие элементов и художественных составляющих, спектакль воспринимается цельным, гармоничным повествованием.

Спектакль «Сто сорок ударов в минуту» — это своеобразная замочная скважина, через которую взрослые могут заглянуть в прошедшее детство, а дети — подглядеть свой сокровенный мир со стороны.

В финале спектакля загораются звездочками ночные обитатели — светлячки, и образуют созвездия Большой и Малой медведиц под звучание стихов Арсения Тарковского, которые объединяют все элементы спектакля и напутствуют маленького человека в большой мир:

Я учился траве, раскрывая тетрадь,

И трава начинала как флейта звучать.

Я ловил соответствия звука и цвета...

...

И пока на земле я работал, приняв

Дар студеной воды и пахучего хлеба,

Надо мною стояло бездонное небо,

Здезды падали мне на рукав.

© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy