Летающий велосипед

Катерина Егорова. Около. 25 ноября 2015

«Он ввёл меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь»

Среди спектаклей, заявленных в программе BTK-fest 2015, есть один, стоящий особняком. Несмотря на то, что с момента премьеры прошло два года, зрительный зал вечером 20 ноября был полон до отказа. «Песнь Песней» – вторая часть ветхозаветной трилогии БТК. Первая – «Екклесиаст» символизирует суету сует. Третья – «Книга Иова» – веру в Бога и прощение. Однако, именно за спектакль «Песнь Песней» режиссёра Руслана Кудашова в 2014 году  номинировали на премию «Собака.ру. ТОП-50: Самые знаменитые люди Петербурга», а актёры получили почётную «Молодёжную премию Санкт-Петербурга в области художественного творчества». Театральный критик Андрей Пронин назвал «Песнь Песней» лучшим спектаклем сезона 2013/ 2014 года. До сих пор не иссякает поток рецензий и отзывов, а иностранные продюсеры занимают первые ряды на показе в рамках петербургского фестиваля.

В основу спектакля положен ветхозаветный текст. «Песнь песней Соломона», пожалуй, самая трудная для понимания и противоречивая часть Библии, дебаты о смысле которой не прекращаются до сих пор. Дело в том, что тема этого текста – любовь, а однозначного понимания её нет среди людей и спустя 21 век после Рождества Христова. Одной из причин такого успеха спектакля, несомненно, является талант и мастерство режиссера Руслана Кудашова, который в своей безукоризненно красивой постановке умело соединил текст, не обладающий четким сюжетом и чувство, не имеющее точного определения.

Как неоднократно в интервью говорит сам Кудашов, работа над спектаклем была долгой и трудоемкой, был даже такой момент, когда хотелось все бросить. Но усилием каждого из актеров сцена за сценой вырастал спектакль, как будто бы не один режиссер, а целых тринадцать трудились над его созданием. Особую сложность постановке придает тот факт, что у героев нет ни одной реплики. На протяжении спектакля звучит шум и музыка. Все действо сосредоточено в жестах и символах. Зато есть Чтецы (Алесь Снопковский, Иван Солнцев), двое юношей произносят слова из «Песни песней Соломона» почти в унисон, но именно это «почти» не позволит разобрать всех слов и получается, будто ещё один шум, ещё одна музыка из глубины веков тянется красной нитью от первой до последней секунды.

Главные герои – Мужчина и Женщина (Анатолий Гущин и Анна Донченко), не обличённые конкретными персонажами, но узнаваемые в каждом влюблённом мужчине и женщине, будь то Адам и Ева, Ромео и Джульетта, Соломон и Суламита, Джейн Эйр и Рочестер или «Саша+Маша», написанные мелом на асфальте. Все, когда-либо жившие и будущие возлюбленные – суть этих персонажей. Мы увидим, как рождается их нежное чувство, как познание друг друга будет менять его интенсивность и глубину, как страсть истощит его и доведёт до исступления, как под влиянием внешних событий чувствование становится ледяным бесчувствием или яркой путеводной звездой.

Еще одна значимая фигура на сцене — Любка (Василиса Ручимская). Девушка в воздушном белом платье будто бы появляется с небес, будто бы ищет в темноте, чиркая спички одну за другой в попытках осветить себе путь, будто бы находит – разделяет трапезу Мужчины и Женщины, топчет босая в корзине виноград, пачкая подол платья, а затем и все платье становится алым. Любка – метафора любви, как чувства между людьми, как силы, способной дарить жизнь, как тайны за железной дверью – эти сюжеты выхватит на сцене свет прожектора и тут же спрячет.

Еще четыре персонажа – Ткачи (Анастасия Грицай, Михаил Ложкин, Мария Сумарокова, Дмитрий Чупахин) соткут возлюбленным праздничные красные одежды. Вообще даже не красные, а скорее гранатовые, да и сам плод часто будет появляться на сцене – это ещё и указание на новаторский, для своего времени, фильм Сергея Параджанова «Цвет граната» 1969 года, который стал вдохновением этому спектаклю на этапе создания.

Совсем неземные герои – Пастух (Денис Казачук) как символ мира и Бабка (Мария Батрасова) как символ страха, рушащая мир своей страшной трещоткой, Садовник (Роман Дадаев), который в самом начале спектакля создаёт из книги мир, содержащий всего одно слово «Любовь».

В спектакле задействовано всего 12 актеров, однако за каждым стоит больше, чем просто ярлык имени. Сосредоточившись на любви между Мужчиной и Женщиной, оказывается, упускаешь что-то важное, истинное, всеобъемлющее, любовь большую, чем плотская и чувство высшее, чем земное. После такого спектакля выходишь задумчивым, осознающим, ловишь запоздалые озарения, силишься подобрать подходящие слова, чтобы точнее описать друзьям увиденное и закладываешь красный кленовый лист в Библии на Песни Песней.

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»