На главную

Елена Добрякова. ЮгЯлта

После фестиваля "Радужный мост" в Крым собрались приехать сразу несколько театров из Санкт-Петербурга

Фестиваль "Радужный мост Санкт-Петербург-Симферополь-Ялта", стартовавший 19 мая в Ялте, миновал свой экватор. И уже можно сказать, что фестиваль состоялся. Не номинально, не формально, не в угоду чьих-то интересов.

Поистине в Крым приехали живые, яркие, страстные по игре и режиссерским задумкам постановки. И очень разные. На сцене Ялтинского театра им. Чехова были сыграны "Бешеные деньги" (режиссер Александр Кузин) по Островскому в постановке Санкт-Петербургского ТЮЗа, решенные, с одной стороны, классически, с бережно сохраняемым (лишь сокращенным) текстом автора, с другой стороны, необычно емко по сценографии, ритму, и очень актуально по теме и способу звучания. Бурные аплодисменты, крики "браво"и признание хозяев сцены, показали, что уровень увиденного – высочайший.

В Симферополе фестиваль открылся спектаклем того же петербургского ТЮЗа "Плыл кораблик белопарусный" режиссера Марии Критской. Северные сказы Бориса Шергина мало известны в крымских краях, и потому зрителю, который собрался в Театре русской драмы, было очень интересно услышать самобытный архангельский говор и проникнуться бесхитростной и по-своему очень романтичной жизнью поморских жителей. Участникам спектакля было нелегко освоиться на огромной сцене Крымского театра – ее пришлось "ужимать" занавесями и "укорачивать" реквизитом. Но, несмотря на критичное к себе отношение артистов, зрители приняли спектакль очень тепло и сердечно.

И вот вчера, 21 мая, состоялся третий показ. Музыкально-драматический спектакль "Высоцкий. Requiem" привез Большой театр кукол из Санкт-Петербурга. Никаких кукол здесь не было вовсе, это очень серьезная работа молодых актеров, в основном выпускников мастерской Руслана Кудашова, режиссера этого спектакля, художественного руководителя БТК. Руслан прилететь на фестиваль не смог, но прибыл сорежиссер спектакля Павел Григорьев. Перед спектаклем он общался с журналистами, делился сомнениями.

"Мы волнуемся, удастся ли обустроить пространство подобно тому, в котором мы играем спектакль дома. Зрители у нас сидят в камерном зале на 60 мест по две стороны. Сцены нет – есть площадка, на которую выходят актеры, их около 20 человек. Это черный куб. Тут такой сцены не нашлось. Но нет безвыходных положений. В зрительный зал превратили саму сцену, отгородив ее с сторон черными занавесями и усадив зрителей на помосты друг против друга. Входила публика, удивлялась, оказаться в святая святых – на сцене – непривычно. Мест оказалось больше, чем в пространстве БТК, в два раз. Тишина в рядах, волнующее ожидание, с чем же сейчас столкнутся, что постигнут?"

И вот в течение двух часов звучал Высоцкий в его не самых известных стихах, совсем в новой трактовке. Энергетика молодых меняла привычного Высоцкого, которого мы знаем по хриплому голосу, по надрыву. Здесь был скорее не надрыв, а боль, напряжение, надежда, радость встречи и разочарование от того, что ложь рядилась в правду, а на "каверзные ответы не находилось нужного вопроса". Актеры представали то в качестве преподавателей театрального института и сдающих экзамены абитуриентов, и это были самые смешные эпизоды, то арестантов в лагерных телогрейках, то пассажиров и пешеходов в черных пальто, спешащих, падающих на гололеде…

Звучали песни на стихи Высоцкого, выбивался ритм, то по полу прутиками, то ладонью в области сердца. "Поэты ходят пятками по лезвию ножа, и ранят в кровь свои босые души". И это передавалось в том, что мы видели на этой черной сцене. Из реквизита – практически лишь одна длинная доска, она же и стол, и скамья, и крест, и колокол, и дорога в последний путь.

Опасения Павла Григорьева оказались напрасными. Все случилось, и случилось как нельзя лучше. Та высота сцены, которая разверзлась над этим пятачком сцены, оказалась космической – туда улетали мощным потоком энергия, сила, зов – и будто бы возвращались к зрителям новой волной, новым зарядом. Зрители сидели замерев, а когда прозвучало пронзительное стихотворение Башлачева о последнем пути поэтов, многие заплакали. И все вместе это было чудо. Чудо, которое порой случается на фестивале, в новом пространстве, при знакомстве исполнителей с новыми людьми, когда всех охватывают похожие чувства. Вдруг пронзительно понимаешь, как нас объединяет многое – культура, история, боль за свою страну и за все человеческое исердечное.

Сегодня вечером на основной сцене Крымского театра русской драмы состоится спектакль "Минуты жизни", который также привез Санкт-Петербургский театр кукол. Спектакль посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Прозвучат в исполнении молодых актеров популярные и не самые известные песни военной поры. Наверняка зритель снова прослезится, услышав дорогие сердцу мелодии, которые помогали воевавшим людям выстоять на полях сражений, не потерять веру в любовь и надежду на счастье.

В Симферополе фестиваль "Радужный мост" также представит 23 мая моноспектакль Латвийского молодежного театра из Риги "Facebook. Postskriptum". Наверняка эта новая работа будет интересна молодому зрителю.

На спектакле побывал заместитель председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Сергей Марков. Приветствуя зрителей и участников фестиваля, он сказал, что всяческого рода мосты, в том числе и культурные, между Петербургом и Крымом только начинаются, и в ближайшее время намечены приезды еще нескольких театров из Северной столицы. Петербуржцам также будет интересно увидеть работы и симферопольских коллективов, возможен обмен театральными школами Петербурга и Симферополя. 

© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy