На главную

coffeeino. 2010. 25 сент.

Шекспир-лаборатория [о гастролях в Омске]

 

Спектакль “Шекспир-лаборатория” поставлен студентами факультета театра кукол Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства. Кукол в привычном смысле в спектакле почти не было, постановку скорее можно отнести не к кукольному, а к объектному театру. Актеры объектного театра всё так же выражают себя через манипуляцию марионетками, но только марионетки эти не обязательно имеют человекообразную форму. Между актерами и зрительным залом может оказаться абсолютно любой предмет – веревки, стулья, аквариумы, даже занавес и тот становится полноправным участником действия. 

“Шекспир-лаборатория” по форме похож на цирк: пантомимы, клоуны с гиперболизированными эмоциями, фокусы с “эффектом домино” или спрятанными магнитами. Весь спектакль распадается на 18 независимых номеров, в каждом из которых отражен один сюжет из трагедий Шекспира. Какой именно сюжет представляется в данный момент понятно не всегда, поэтому перед каждым этюдом на декорации проецируется его название. Актеры при создании этюдов были очень свободны, легко играя на самых отдаленных метафорах и ассоциациях. Например, номер “Отелло.Мерзавцы: “Я вдоволь изучил венецианок” без названия и знания текста Шекспира было бы невозможно понять. Шестеро мужчин сидят на стульях и по очереди достают из карманов девственно белые шелковые платки, символизирующие женщин. После, так же по очереди, они встают и начинают с платками играть, обмахиваться ими, обтираться, и неизменно всё заканчивается тем, что платок становится грязным или рвется. Тогда мужчина бросает его в общую кучу на пол и, потоптавшись, возвращается на свой стул, готовый к новому соблазнению.

Благодаря выбранной сверхузанаваемой теме, во всех номерах содержание значительно превосходит формальное воплощение. Актеры дают зрителю только намек, задают направление мысли.

Номера спектакля объединяет не только то, что все они “цитаты и образы” из трагедий, созданных одним автором. Есть ещё и гораздо более важная целостность, сквозная мысль, отражающая суть трагедий Шекспира. Все номера о том, как внешние обстоятельства играют героями, о беспощадности слепой, а в спектакле ещё и безголовой, Судьбы, действия которой невозможно изменить никакими стараниями. И то, что “Шекспир-лаборатория” кукольный спектакль, спектакль где люди и физические законы управляют безвольными предметами, только подчеркивает эту безысходность.

Финальный номер “Почему?” посвящен разработке темы Рока и Судьбы, уже без отсылки к отдельному произведению Шекспира. На сцену выходит мужчина, садится за стол, на котором стоят весы. На одну чашу весов он ставит большой стакан, на другую – маленький. После этого достает бутыль с прозрачной жидкостью и этикеткой с изображением Шекспира, и полностью наполняет оба стакана. Но, вопреки законам физики, меньший стакан перевешивает больший. Тогда актер отливает из меньшего стакана, потом ещё, но даже пустой стакан оказывается тяжелее наполненного. Очевидная бессмыслица, но, как и в произведениях Шекспира, маленький человек ничего и никогда не сможет изменить в существующем абсурднейшем порядке вещей.

© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy