На главную

Наталья Эфендиева. Pulse. 7 февраля 2015

ВЫСОЦКИЙ. Requiem

25 января, в день рождения Владимира Высоцкого, состоялась премьера спектакля  «Высоцкий. Requiem». Это вторая глава трилогии о поэтах ХХ века. Первую часть - «Башлачев. Человек поющий» - в БТК выпустили четыре года назад. В третьей обещают рассказать об Иосифе Бродском. 

«Высоцкий» начинается с песни, которую в исполнении Тыниса Мяги в канун московской Олимпиады гоняли по всем трем отечественным телеканалам и  ставили на радио чуть не нон-стоп. Под жизнерадостную музыку на сцену выходят молодые люди и девушки в черном. Молча встают у стен, садятся на подоконник. Бодрые аккорды понемногу затихают и начинается действие. Все два часа музыкально-пластического спектакля тексты Высоцкого будут то пропеваться, то декламироваться.

Кого-то может смутить возраст исполнителей. Они действительно очень молоды. Однако именно возраст и позволяет уйти от ненужного, часто подобострастного трепета и коленопреклонения перед погибшим 35 лет назад актером, которые так упорно прорастают в официальных и не слишком мероприятиях последние лет десять. Абсолютно все работают с потрясающим азартом и таким драйвом, что просто дух захватывает. Многоголосье то разбивается на дуэты или соло, то снова сливается воедино, а то разделяется только на женское или мужское. Драматический пафос режиссер местами тонко и аккуратно снижает. Хотя комического здесь все-таки меньше, что и понятно. Гомерически смешно сделаны эпизоды в театральном институте. Три престарелые преподавательницы с невообразимыми «башнями» на головах, с поджатыми губами, очкастые и высокомерные, принимают экзамен. Поначалу студенты стараются все сделать в соответствии с ожиданиями высокой комиссии, но энергия юности возобладает и все включаются в игру с распеванием куплетов. Завершаются институтские эпизоды знаменитым комическим романсом про Розу-гимназистку из фильма Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Опасные гастроли». Под не менее известную «Балладу о детстве» из «Стрел Робин Гуда» мальчишки рассаживаются кто куда и погружаются в чтение, внезапно вспыхивает драка и героев уводят в черноту. А затем их по одному выводят на суд, где обвинения фактически предъявляют писателям – Толстому, Лондону, Хэмингуэю, всем, тем, кого ребята читали в любую урочную минуту.  И так с каждой композицией Высоцкого – обыгрывается не собственно текст, а смыслы, заложенные в него. 

Актеры же, воспитанные Русланом Кудашовым, и в «Башлачеве», и в премьерном «Высоцком» - очевидный пример уникальных артистов, способных работать не только в кукольном театре, но и в драматическом, справляясь с не самыми простыми задачами. 

© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy