БТКФЕСТ

Яна Чичина. 20 сентября 2014

Мистическая "Книга Иова"

Под занавес первого фестивального дня на большой сцене БТК показали премьерный спектакль Руслана Кудашова "Книга Иова". Это завершающая часть трилогии, в которую уже вошли спектакли на библейские сюжеты – "Екклисиаст" и "Песнь песней".

«Книга Иовы»  – это судьба добродетельного человека, оказавшаяся между Богом и дьяволом, посылающими испытания одни за другими (угнанный скот, перебитые слуги, погибшие дети и страшная, сжигающая изнутри болезнь). История об Иове, не согрешившем, но страдающем безвинно, рассказана в спектакле с космической силой и в таинственной атмосфере мистицизма. Что-то из средневековой мистерии есть в этом действе, окутанном дымом и тусклым светом. Во всю сцену выстроен деревянный помост, уходящий в перспективу. Сверху в конце постамента три девушки в белых одеждах - воплощение голоса Господа Бога, внизу снуют трое в черных одеждах с набеленными лицами - Голос Дьявола. Практически никаких действий. Книгу Иова читают по ролям четыре группы лиц - сам Иов, его Дети, Голос Господа, Голос Дьявола. Все, что происходит, мы узнаем из повествования. Наглядно зритель видит лишь образы и самого Иова. Все его страдания – в его пластике. Все муки – в его то застывшем, то в метающемся по постаменту теле. 

Семь сыновей и три дочери Иова – не отдельные персонажи. Они именно Дети Иовы, т.е. единое целое. Их голоса сливаются в один мощный проникновенный голос. Их монологи, произнесенные речитативом, звучат как будто из другого мира. Вбежавшие радостно на сцену с возгласами: "отец" в самом начале спектакля, после рассказа об испытании для Иова (смерть всех детей сразу) они умирают, медленно сползая во внезапно открывшиеся люки в постаменте. Из этих же люков они возникают еще не раз – уже в качестве воспоминаний, голосов, призраков. А потом и в качестве возвращенных Иову детей, снова обнимающих отца. Зияющие дыры открытых люков создают из постамента шахматную доску, в центре которой всегда одиноко сидит Иов. Он в центре игры дьявола и в центре внимания Бога.

Появившиеся дети Иова в финале спектакля повторяют в точности мизансцену, выстроенную девушками на деревянных куклах. Только на артистов проецируются мультимедийные проекция. Формулы, тексты, космические узоры озаряют их тела на протяжении всего финального монолога. Визуально они то отдаляются на казалось бы невозможное расстояние, то становятся близко-близко к нам. Они как ангелы, спускающиеся с небес, озаренные светом. И вот они снова бегут к отцу, и так же, как в начале спектакля, садятся вокруг него. Иов получает награду, прощение произошло.

Куклы и люди в спектакле Кудашова переплетаются, сменяя друг друга. Трое друзей, поддерживающих Иову – здесь куклы, управляемые тремя артистами в черном (Голосом Дьявола). Каждый из них управляет своей деревянной куклой, напоминающей верхнюю часть манекена, и то руки, то голова куклы заменяется руками или головой актера. Смена происходит настолько мгновенное, что не всегда можно это заметить. Но эти полуманекены не единственные куклы. В спектакле используется целый ряд совершенно разных кукол. Это и маленькие деревянные куклы, которых заботливо расставляют девушки в белом (голос Господа), и белые крошечные фигурки, возникающие в начале спектакля в руках все тех же девушек.

У артистов в руках куклы – маленькие и хрупкие. Также судьба Иова в руках Бога. Но в отличие от куклы, полностью подчиняющейся рукам мастера, человек волен выбирать свой путь. Об этом история Иова, об этом и спектакль по этому нелегкому и даже страшному сюжету.

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»