Спектакль месяца - Книга Иова

Юлия Клейман. Littleone. 23 сентября 2014

О драконах, яблоньках и вечной молодости

В Петербурге завершается пятидневный «БТК-Фест» — Театр актуальных кукол, явление поистине беспрецедентное. Чем определяется уровень фестиваля? Строгостью отбора и многообразием представленных участников. Фестиваль Большого театра кукол привез в наш город только самые-самые интересные кукольные спектакли из Франции, Бельгии, Италии, Израиля, Белоруссии, Финляндии.

Кукольный театр давно уже не сводим к традиционным системам марионеток, перчаточных и тростевых кукол — кукольники подозревают возможность сложной тайной жизни буквально у всех окружающих предметов. В то же время кукольный театр, в отличие, пожалуй, от всех остальных театральных форм, за время своего существования не отказался еще ни от одной своей традиции, а потому вариации здесь бесконечны.

Так, первым спектаклем фестиваля стал «Пульчинелла-ди-Маре» неаполитанского мастера Гаспаре Назутто, чьи деревянные куклы хранятся в музейных коллекциях по всему миру. Проделки вооруженного дубинкой Пульчинеллы в белом колпаке и глухой черной маске продемонстрировали неистребимую витальность традиции петрушечного театра.

На другом полюсе — поистине кукольный ландшафт необъятен! — спектакль «Paper Cut» («Бумажные вырезки») израильтянки Яэль Расули об одинокой секретарше, которая раскрашивает свои серые будни при помощи того, что под рукой. На сцене — стол с дежурным набором предметов: канцелярская лампа, телефон, радио, где-то за столом есть еще журналы и пресс-папье. 

Оказывается, этих предметов Яэль Расули (актрисе, певице, режиссеру) достаточно для настоящего триллера. Отправной точкой становится послание любовнице, которое невидимый босс надиктовывает своей верной помощнице из телефонной трубки. Таинственный начальник и становится главным героем лав-стори, которую офисная королева разыгрывает при помощи завалявшихся бумаг и вырезок из глянца о кинодивах. Вырезки становятся масками, тантамаресками, прорезными картинками, фигурками самых разных масштабов. Действие перенесено на полвека назад, и фантазии секретарши тут же принимают вид фильма-нуара с его неизменными «скелетами в шкафу». 

 

Медовый месяц на лучших курортах Европы прерывается появлением монструозной горничной, прогулка на автомобиле заканчивается убийством, а попурри из песен Марлен Дитрих и Эдит Пиаф начинает звучать как заезженная пластинка. Стоит ли говорить, что контракт, ради которого она осталась ночевать в погруженном во мрак офисе, так и останется незавершенным, да и вообще вся карьера полетит в тар-тары.

Еще одна особенность кукольного театра заключается в универсальности, которая традиционно требуется от его участников. Совмещение функций в драматическом театре редко сулит удачу, в кукольном же это — дело обычное. Как и Яэль Расули, Светлана Бень, солистка знаменитого белорусского кабаре-бэнда «Серебряная свадьба», является и режиссером, и актрисой в созданном ею театре «Картонка». Самым маленьким зрителям посчастливилось увидеть, как на расстоянии вытянутой руки от них (спектакль проходил на Камерной сцене БТК) на крошечном столике происходило настоящее театральное чудо. 

Оказывается, из картона могут быть сделаны и марионетки, и декорации. Необычайная история о появлении в городе дракона с большим юмором вписана актрисами «Картонки» в сегодняшнюю, узнаваемую и открытую зрителям реальность. 

Для большей наглядности картонные улицы обклеены картами, картонные дома — фантиками, зрителям же самим предстоит озвучить дракона и решить судьбу зловредного мистера Смита. 

Грубость выбранной фактуры в спектакле «Был бы у меня дракон» не только не скрывается, но и подчеркивается, простота и наивность визуального ряда, кажется, призваны пробудить в маленьких зрителях желание создать собственный театр из подручных средств. 

Кукольницы все делают «открытым» приемом и обнаруживают множество скрытых возможностей у самого непрезентабельного материала. Искусство театра кукол — искусство неживое (все равно какое) сделать живым (чем угодно), нужно лишь услышать душу материала. Так, именно в бумажном пространстве можно показать мысли героев — с помощью облачков-«филактеров», которые обычно можно встретить лишь в комиксах.

Каждый из спектаклей «БТК-Феста» открывает неожиданные соединения нового и традиционного. 

Поражающие яркостью красок дизайнерские панорамы соединяются с задушевным искусством рассказчицы («Золотая яблонька, винный колодец», Литва), современный танец — с театром объектов («Разговоры с молодым человеком», Бельгия), маски — с цирком и уличным танцем («Двойная экспозиция», Финляндия – Южная Корея). 

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»