На главную

pavlotos. 31 марта 2013

Впечатления от спектакля "Мы"

 

Есть на улице Некрасова один театр- Большой Театр Кукол. Миллион раз, держа курс на coffeestation, я проходила мимо него и полмиллиона раз останавливалась, чтобы рассмотреть инсталляцию в витринах. Но никогда, никогда у меня и мысли не возникало посмотреть его афишу. Мой мозг выстраивал цепочку куклы-дети-сказки-Катяуносиноги! и не выдавал альтернатив.

И тут вдруг, путешествуя по интернет пространству в поисках пищи для ума, я очутилась на страничке спектакля "Мы" по произведению Замятина в постановке Кудашева с ограничением +18. Несколькими часами позже я уже летела в кассу театра. До спектакля оставалось несколько часов. Мне повезло, я успела отхватить предпоследний билет, хоть и не желаемого ряда. Десятый ряд...С одной стороны сидеть так далеко даже неплохо, ты можешь оценить сценографию, композиционные построения и т.д, не отвлекаясь макро разглядыванием . Это как в живописи, когда картины оценивают ,отойдя на энное количество шагов. Но знаете, я не такая. Мне всегда хочется подойти поближе, увидеть как изображение распадается на множество энергичных штрихов. Скажу вам больше, мне даже хочется прикоснуться к картине, но страх быть четвертованной смотрительницей музея, сдерживает мои осязательные порывы. Такая же история с театром, то есть в идеале в течение спектакля я бы перемещалась по залу, чтобы собрать максимально полный набор представлений и ощущений. В общем на этот раз я была лишена возможности сосчитать количество бликов в глазах актеров, зато моё внимание переключилось на звучание спектакля. Оно началось сразу при входе в зрительный зал. Обычно это приглушенное ляляканье пришедших с друзьями людей, или звуки настраивающегося оркестра. Но тут из динамиков доносился такой давящий звук, который невозможно описать словами. Этакий звук-пролог, звук-портал, позволяющий мгновенно перенестись в другую реальность со своей системой координат. Черно-белое графичное художественное оформление, резкий свет прожекторов, строгая геометричность декораций, на этот раз я оказываюсь в мире будущего, такого, каким я меньше всего хотела бы его видеть. Я пришла совершенно неподготовленной, не зная сюжета антиутопии Замятина, поэтому сначала мне кажется, что то, что я вижу перед собой- это тюрьма, а выдрессированная безликая толпа- заключенные. Но уже через несколько минут становится понятно, что этот шоумен с выбеленным лицом, не кто иной, как Правитель ,а зомбированная идеалами масса- обитатели совершенного государства. Здесь нет имен, их заменяют номера. В государстве действует режим полного контроля над личностью, но все уверенны, что он действует во благо, несет в себе математически выверенное счастье. Каждый персонаж- молекула в структуре Единого государства. Каждый персонаж как бы разложен по дуальным свойствам, кукла-болванка выступает материальным воплощением персонажа, а сам кукловод в качестве аллегории души. И мы в очередной раз убеждаемся- все гениальное -просто! Итак, всё напоминает какой-то сложный единый механизм, это поддерживается пластикой, синхронными движениями и голосами, сливающимися в единый звук. Но вместо механической музыки, которая казалось бы как нельзя лучше подходит для музыкального сопровождения, вдруг начинает звучать музыка любимого АукцЫона , и ты вздыхаешь с облегчением ,предвкушая историю взбунтовавшейся души, историю пробуждения человеческого в человеке-машине.

Сюжет я опущу, дабы не раскрывать все карты. Скажу лишь, что спектакль фонтанирует интересными режиссерскими находками и отличными сценами. Чего только стоят сцены интимной жизни обитателей государства, обрамленные белыми квадратами условных квартир. И когда в этом государстве , нарушая все возможные и невозможные правила, зарождается любовь между двумя номерами, то пару играют пять разных пар актеров, и каждая из которых будто бы добавляет свой оттенок к сложнейшей гамме чувств. Нарушая правила, оставаясь наедине, герои отпускают на время кукол, снимают береты, распуская волосы, и перед нами открываются актеры, которых до этого, будто и не было. Перед нами чувства.

"- Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа. 

-Душа, а это опасно?

-Неизлечимо."

Диалоги героев всегда являются очень важной составляющей любого спектакля. Если актеры не справляются с ними, то как бы хорошо не была выстроена драматургия спектакля, он разваливается на глазах. В этом спектакле актерам удалось добиться такой степени искренности, которая проникает внутрь и делает свою очищающую работу внутри зрителей. Страшно хочется разобрать произведение на цитаты и унести с собой. Точнее антицитаты, это же антиутопия.

" Но это не ваша вина — вы больны. Имя этой болезни:

фантазия.

Это — червь, который выгрызает чёрные морщины на лбу. Это — лихорадка, которая гонит вас бежать всё дальше — хотя бы это «дальше» начиналось там, где кончается счастье. Это — последняя баррикада на пути к счастью."

Забавно ещё вот что, обычно, после просмотра чего-то, что меня впечатлило, я начинаю гуглить режиссера, или актеров, чтобы посмотреть другие работы этих людей. Но тут я начала искать фамилию звукорежиссера, потому что его работа впечатлила меня ,пожалуй, больше всего, настолько она была созвучной замыслу, при этом совершенно не очевидной. Эта игра содержания с музыкальным сопровождением показалась мне восхитительной.

© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy