BTKFest

Дмитрий Целикин. Деловой Петербург. 2012. 17 сентября

И медведица. «Айболит» в Большом театре кукол

 

Все пришли! Все откликнулись на призыв лечиться. И корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица. Но как они это сделали!

На суперзанавесе из белого шелка — видеопочеркушки: летит самолетик, сбрасывает на парашютах ящики, завеса падает, открывая эти ящики — уже настоящие, огромные. Из них–то и вылезает «хор работников медицинских учреждений», дабы исполнить эту, как обозначен жанр в афише, патетическую ораторию. Если поднять крышки ящиков, они образуют экран, за которым на просвет являются силуэты означенного зверья: кусочки пластика сложной формы на гибких прутьях складываются в ручки–ножки–хвостики, и только головы нарисованы целиком — тут уж паучка с медведицей не спутаешь.

А знаете, как Айболит излечит–исцелит укушенную осой лису и барбоса, клюнутого курицей? Внутри силуэтов красные светящиеся пятна, добрый доктор пассами их вынимает, еще усилие — и из–за экрана вылетают два пунцовых комка «болезни», одна из «работниц медицинских учреждений» тут же выметает их со сцены вон. Чтобы перечислить все ловкие, яркие, выразительнейшие метафоры, придется поминутно описывать весь спектакль. Чего стоит один только умопомрачительный полет Айболита в Африку: волны ставят на попа, и они превращаются в лес! Сценографом выступил сам режиссер Руслан Кудашов. Играют (приемами театра теней и живым планом) его прошлогодние выпуск ники в Театральной академии: этот выдающийся курс стал

частью труппы, возглавляемой Куда шовым. И отлично двигаются (хореография Ирины Ляховской). И поют — актер Ренат Шавалиев положил Чуковского на музыку, и хрестоматийный текст заиграл новыми красками и эмоциями. Зайца, которому отрезало трамваем ноги, жалко до слез, ей–богу…

«Айболит» — первый выстрел, дальше в БТК припасли целую премьерную  обойму. 6 октября — вообще залп из двух стволов: на основной сцене режиссер Андрей Сидельников выпускает спектакль «Счастливое дерево», на малой Лариса Маркина представит «Золотую рыбку». Сидельников (известный по работе в Театре на Литейном) инсценирует знаменитую философскую притчу американского поэта, графика и музыканта Шела Сильверстейна (в русских переводах она известна как «Щедрое дерево»). Заняты те же замечательные ребята из театра «Мастерская».

Один из них — Дмитрий Чупахин и сама режиссер Маркина при помощи рук и бумаги расскажут горестную и поучительную историю, придуманную другим поэтом (и, кстати, тоже графиком): про то, как жил ста рик со своею старухой у самого синего моря…

Следующая премьера — «Польвероне» по мотивам новелл Тонино Гуэрры. Спектакль сочиняют режиссер Яна Тумина и художник Эмиль Капелюш, играть будут не куклы, а драматические актеры, среди которых Марина Солопченко. Премьера в ноябре. 

А в декабре та же Тумина попробует освоить новообразованное театральное пространство — еще одну малую сцену, которую обустроили в бывшем кабинете директора. Там поместятся лишь несколько десятков человек — их вниманию предложат сказку Ирины Рогалевой «Снежинка». Спектакль предназначен детям с ограниченными возможностями, но театр против ограничения их возможности быть зрителями.

Одной из лучших работ мастерской Кудашова и вообще одним из самых сильных и живых спектаклей петербургского сезона 2010 / 11 стал «Башлачёв. Человек поющий» по песням этого необыкновенно талантливого безвременно погибшего автора. Кудашов с учениками продолжает освоение поэзии средствами театра — на сей раз взяв для этого стихи Иосифа Бродского. Возможно, спектакль (о сроках его готовности режиссер пока предпочитает не говорить) станет частью трилогии, которую завершит Высоцкий. Замыслы такие есть.

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»