Небо в чемодане или цуцики в ночи

Елена Строгалева. Блог Петербургского театрального журнала. 2012. 11 сентября

Лечат их Гоголем

«Слава, слава докторам!» — запевает хор молодых врачей в белых халатах. «Слава…» — поскрипывает в такт скрюченная старушка-медсестра с клюкой наперевес. «Слава докторам» — основная идея, интонация (внимание!) «патетической оратории для хора работников медицинских учреждений в одном действии» под названием «Айболит», которую поставил Руслан Кудашов вместе с замечательными и талантливыми людьми — от аниматоров до композиторов. Такой вот сложный музыкальный жанр для детей, полностью выдержанный, без скидок на возраст. Естественно, это история не про убеленного сединами Айболита, окруженного пушистыми хомячками и медведицами. Больше напоминает советский блокбастер «Открытая книга» — о героическом подвиге первых микробиологов в борьбе против эпидемий холеры и чумы в степях Туркестана. Особенно, если Айболит выглядит как индийский йог — с длиннющей белой бородой и босыми ногами — который лечит наложением рук. И подобный перенос смыслов, та свобода, которую позволяет себе режиссер, работая с классикой детской литературы… она впечатляет.

Вот мультяшный самолет летит по белому полотнищу и скидывает на землю несколько ящиков. Десант запущен. Из ящиков вылезет толпа врачей и начинает «лечить» музыкой. Руслан Кудашов не в первый раз свободно соединяет в одном пространстве людей, теневой театр, плоские, шарнирные куклы, но, Боже, как же это красиво. Какая-то чрезмерная красота в том, как выдержана черно-белая гамма спектакля — эти вертикальные полотна с лаконичным геометрическим орнаментом, белые халаты хора врачей, полупрозрачные серые тени животных, черные, огромные, вырезанные из картона волны и горы, микробы в человеческий рост, больше похожие на черные африканские маски смерти с загадочным сложным белым узором. Утонченность европейского дизайна, иногда подкрашенная яркими пятнами ультрафиолета африканских джунглей (художественное оформление — Руслан Кудашов).

Удивительно, как драматизм и патетика этого сочинения высекаются из детского сюжета, подложенного под сочиненную музыкальную историю. Это — еще одно путешествие — от героических мотивов будто советской патетической симфонии до африканских тамтамов и расслабленного рэгги (композитор этого волшебства Ренат Шавалиев, музыкальное оформление спектакля — Владимир Бычковский). Дети увлечены этой музыкой, откликаются на ее развитие, напряженно следят за борьбой Айболита против огромных микробов, смеются и пританцовывают, когда группа товарищей в белых халатах пускается в пляс. И непонимающе оборачиваются на странного взрослого, который хохочет от того, что ему на фразе «и лечит их гоголем, лечит их моголем, гоголем-гоголем» показывают портрет Гоголя. Но это и правда — очень смешно.

Здесь вообще произведена тонкая работа с детским сознанием. Вместо толп плюшевых бегемотиков, страусят и тигров основными действующими лицами стали врачи. Работа молодых актеров БТК безупречна в этом едином, коллективном сочинении. Здесь даже Айболит не сильно выделяется из команды в белых халатах. Каждый из них — оригинален (усатая «девушка», игриво раскидывающая по плечам длинные волосы своего парика — выше всяких похвал), но вместе — они сила. Есть какая-то убедительная мощь в этом спектакле, наполненном иронией, шутками для взрослых, и вместе с тем — цельном по идее и интонации. Как странно, что работа над созданием героических мифов сместилась в область детского театра. Только он оказывается свободен от двойных стандартов этого мира. Здесь, и правда, — врачи — герои. Вылечили, сели в самолет, полетели дальше. Земля большая, дети и звери болеют часто. Прилетай, Айболит. Прилетай.

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»