Спектакль месяца - Книга Иова

Ольга Яблокова. Сайт об искусстве "Около" (okolo.me). 2011. 27 сентября

«Мама, а когда будет кукольный театр? Мама, а куда он делся?»

«О солдате, танцовщице, тролле и человеке». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Режиссер-постановщик Яна Тумина. Большой театр кукол.

Очередной раз удивляюсь умению детей задавать вопросы. 24 сентября в Большом театре кукол показывали спектакль Яны Туминой «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» по сказке Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Эта постановка – одна из тех, которые называют странным словом «синтетическая», то есть такая, которую нельзя в полной мере назвать ни кукольной, ни драматической. Такое явление, возникшее сравнительно недавно и еще не ставшее привычным для зрителя, вызывает массу вопросов. Что-то вроде этого случилось и на сей раз. Когда прошло больше половины спектакля, на весь зал прозвучал замечательный диалог ребенка с его мамой:

– Мама, а когда будет кукольный театр?

В ответ молчание.

– Мама, куда он делся?

– Это кукольный театр.

– А где же тут куклы?

Вот так просто и незатейливо была озвучена очень серьезная проблема, связанная с развитием театра: нужны ли кукольному театру куклы? Ответ не может быть однозначным, так как для каждого спектакля вопрос решается заново.

В спектакле «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» куклы есть. Только они очень непривычно задействованы. С первого просмотра ребенок не может этого понять. Впрочем, и взрослому зрителю это не всегда ясно. Родителям просто надо знать, на что они ведут свое чадо, чтобы уметь все объяснить.

Яна Тумина явно думала о куклах, работая над постановкой. В итоге получилось следующее. Взрослый человек (персонаж Дениса Казачука), зайдя в свою прежнюю комнату, возвращается ненадолго в собственное детство, когда все куклы были для него живыми, а предметы в комнате – большими. Там темно и страшно, и там живут сказочные персонажи. Художник-постановщик Кира Камалидинова вместе с художником по свету Анастасией Кузнецовой создали большую, темную и практически пустую комнату, в которой были лишь кресло-качалка, картонный ящик и перекладина. При появлении танцовщицы возникала дверь с решеткой и откидным столиком. Самой любимой игрушкой мальчика был стойкий оловянный солдатик, у него также были тролль и танцовщица. Между ними произошла трагическая история, в результате которой солдатик и танцовщица сгорели в огне. Виноваты в этом были мальчик и тролль. Мальчик кинул солдатика в огонь, а тролль его на это подговорил.

И, возвратившись в комнату через какое-то время, повзрослевший мальчик спотыкается о чуланчик с троллем – единственной уцелевшей игрушкой из этой истории. Тролль тут же оживает – появляется, словно черт из табакерки, персонаж Михаила Ложкина. Он вспоминает о том, что от его любимой совсем ничего не осталось. В этот момент возникает танцовщица – персонаж Екатерины Белевич, а также оловянный солдатик – другой персонаж Дениса Казачука. Повзрослевший же мальчик исчезает и появляется лишь в конце сказки, когда надо снова сделать выбор: кидать солдатика в огонь или нет.

Такое появление на сцене, как появление Тролля, Оловянного Солдатика, Танцовщицы в этом спектакле, говорит о том, что актер живет на сцене жизнью куклы, выделив в своем персонаже особые черты. Солдатик же должен быть мужественным, стойким, непреклонным, просто обязан! Хрустальная балерина-танцовщица непременно должна быть тоненькой и женственной! Кроме того, у нее просто обязательно должны быть пуанты и роза, подаренная поклонником! А тролль обязан быть хитроватым, злобным и обладать какой-то магией? Конечно, он же тролль! Именно это и игралось.

В связи с вышесказанным примечателен актерский состав. Характеристики персонажей точно совпали с характеристиками актеров. Выбор Яны Туминой вполне очевиден. Из двадцати очень разных по внешности и темпераменту выпускников мастерской Руслана Кудашова она выбрала троих: Дениса Казачука, Михаила Ложкина и Екатерину Белевич. Каждый из них очень активно задействован в спектаклях мастерской. Денис Казачук играет взрослого Маугли в «Человеческом детеныше», Д-503 (главного героя) в эпизоде «Захват интеграла» в «Мы», синьора Капулетти в «Ромео и Джульетте». В большинстве своих ролей он наивный, простоватый, но смелый и надежный. Именно таким и должен быть Солдатик. Екатерина Белевич играет Багиру в спектакле «Человеческий детеныш», поет песни «Тальяночка» и «Пожелание счастья» в спектакле-концерте «Минуты жизни», исполняет роль синьоры Капулетти в «Ромео и Джульетте». Екатерина очень изящна и тонка во всех своих ролях, она идеальна для роли Танцовщицы. Михаил Ложкин исполняет роль Главного в «Мы», Шер-Хана и Каа в «Человеческом детеныше», Меркуцио в «Ромео и Джульетте». Все эти роли очень разные, в каждой из них Михаил показывает себя в новом качестве, но что-то общее все-таки есть. Например, при виде Каа в его исполнении зрителей бросает в дрожь. Есть в нем что-то потаенное, зловещее. С другой стороны, в роли Меркуцио он очень обаятелен, дерзок, весел. В роли Тролля, как и в роли Главного, соединены все эти качества: и дерзость, и обаяние, и нечто мистическое.

Как видно из описания, свои роли ребята играют без кукол. Сама же техника игры ближе кукольному театру, нежели драматическому. Это все очень непривычно, поэтому может быть спорным. Было несколько моментов, относительно которых спорить никто не возьмется – они точно кукольные. К ним относятся танец пуантов, сон тролля, разговор мальчишек о солдатике, обед рыбы. Чтобы не быть голословной, расскажу об этюде «Разговор мальчишек о солдатике». Когда оловянный солдатик падает с окна, он застревает между камнями. Его находят двое мальчишек и решают отправить в плавание. Для этого делают бумажный кораблик, помещают туда солдатика и опускают на воду. Разумеется, солдатик тонет. В спектакле эта сцена решена следующим образом: персонаж Дениса Казачука висит вниз головой на перекладине, к нему подходит тролль с двумя детскими масками на палочках и начинает разговор от имени этих масок, прячась сначала за одну, а затем за другую; периодически он снимает маску и нашептывает ей мысли, которые нужно произнести, потом снова надевает маску и произносит те же самые слова.

Заканчивается спектакль очень по-кукольному: на сцене остаются лишь предметы – то немногое, что осталось от фарфоровой балерины и оловянного солдатика.

В конечном итоге оказалось не так уж и важно, кукольный спектакль или не кукольный. Главное, что смотреть детям (да и многим взрослым) было на что! Решать же проблему синтетического театра – удел взрослых.

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»