Спектакль Железо

Игнат Бетхудов. Афиша. 2011. 8 июня

Сумбурная, но вдохновенная вариация на тему сказки Андерсена

Самостоятельное плавание бывшего режиссера Русского инженерного театра «АХЕ» Яны Туминой началось четыре года назад со спектакля «Солесомбра». Уже тогда стало ясно, что ей ближе привычный «театр художника»: отдельные мизансцены были столь изящны и гармоничны, что надолго впечатывались в память, а кто кого любил и кто кого убил — забывалось на следующий день. Со временем ситуация не то что не изменилась, а усугубилась. Новый спектакль Туминой — по мотивам сказки Андерсена о стойком, влюбленном, одноногом и оловянном солдатике — прекрасен и на глаз, и на слух. Герои возникают из темноты, как из таинственной шкатулки, балансируют на реях, как на волнах изменчивой судьбы, борются за любовь, преображаясь в тореадоров на корриде. Саунд-дизайн Андрея Сизинцева аккомпанирует действию тонко и вкрадчиво. Молодые актеры убедительны. Денис Казачук (солдатик) — романтический стоик, простоватый, но добросердечный. Михаил Ложкин (тролль) — зловещий интриган, но не настолько жуткий, чтобы не напоминать сварливыми эскападами Карлсона. Екатерина Белевич (танцовщица) — грустная девушка, мечтающая о чистой любви. Артисты разыгрывают сказку, ловко переходя от живого плана к кукольному, и тогда маленького солдатика передают с рук на руки, рассказывая о его опасном путешествии. Потом люди снова сменяют кукол — и рослый солдатик уже стоит навытяжку на одной ноге: вторая одета в темную брючину, и ее как бы нет. Эту театральную условность готовы принять все зрители из разношерстной публики — от мала до велика.

А вот кому адресована одновременно витиеватая и простодушная мораль спектакля, ясно не вполне. Артист Казачук временами перевоплощается в мальчика, хозяина игрушек, и напряженно решает дилемму — пострадал ли солдатик по его вине или ответственность можно возложить на тролля? Тролль отпирается. Спор длится долго и монотонно. Танцовщица прекращает дебаты, фактически затолкав бедного солдатика в печку и сиганув за ним. И дети, и взрослые в некотором смущении, но солдатик так красиво поднимается вверх в луче света, а его пламенное сердце так ярко сверкает, что режиссеру Туминой в очередной раз все прощаешь.

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»