На главную

Element X. 2010. 6 декабря

Кукла с человеческим лицом

Мало кто любит кукольный театр и мало кто туда ходит. Мне кажется, что на самом деле его просто мало кто понимает. Кукольный театр ассоциируется с представлениями для детей, с чем-то несерьезным и не заслуживающим внимания. Между тем театр кукол - это гораздо более сложная идея, чем театр драматический, и оценить ее по достоинству может только взрослый человек.
Что такое кукла? Если суммировать то, что пишут об этом исследователи, то получится даже не одна идея, а несколько.

Первыми куклами были идолы, они воплощали важную оккультную идею - являлись, по мысли их создателей, вместилищем чьей-то души. В них могли жить духи умерших предков, или живые могли помещать в них свою душу, когда ей грозила опасность - например, во время болезни или войны. Т.е. согласно этой идее кукла не имеет собственной души, но может содержать в себе чью-то душу. До сих пор сохранились языческие обряды, в которых кукла подменяет собой человека - например, сжигание Масленницы. 

Можно сказать - да, когда-то это было важно, но эта идея давно в прошлом и никому, кроме исследователей, не интересна. Но если вспомнить, к примеру, такие модные несколько десятилетий назад политические жесты, как линчевание чучел, заставляющие содрогнуться современного человека, то с этим можно поспорить. 

Между прочим, в Японии до сих пор старые куклы (вот, кстати, очень хочется просклонять это слово, как обозначающее одушевленный предмет - кукол)) не выбрасывают, а относят в храм, где знают, как провожать в мир иной людей и... ну вот здесь, пожалуй - кукол :)

Статуя - это тоже изображение человека, но кукла отличается от нее тем, что статуя - это только внешний образ, кукле же приписываются человеческие качества. Статую можно только созерцать, кукла же - активна, с ней нужно играть, совершать от ее лица какие-то действия. Она не живая, но и нельзя сказать, что она мертвая. Она - отражение. Здесь проявляются древние представления о живом и мертвом, об оживании мертвого подобия и превращении живого существа в неподвижный образ. Сюжет вытеснения живого мертвым существует в мифах разных народов и раскрывает в них понятие "жизнь".

Кстати, фильмы ужасов с ожившими мертвецами меня никогда не пугали, а вот те, где оживают куклы, признаюсь, было страшновато смотреть :) Уж не знаю, почему. Этот "ужас" какого-то другого рода.

Обычно кукла неподвижна, играющий говорит и за нее, и за себя, за нее ходит, бегает и прыгает. Двигающаяся кукла (заводная или театральная) представляет собой некое противоречие - с одной стороны она уже менее кукла и более человек, приобретает какие-то черты натуральности, а с другой стороны - резче вступает ее условность и ненатуральность, мертвенность. Из-за этого возникает двойственное восприятие. И ведь не только кукла "играет" на сцене человека - и человек может играть куклу, копируя прерывистость и неестественность движений заводной игрушки. Обратное отражение - человек, играющий подобие человека. ЧТО же он при этом играет? Наверно, все вышеперечисленное... плюс что-то еще.
Еще одна интересная особенность кукольного театра - кукла воспринимается по отношению к живому человеку, а кукольный театр - на фоне театра живых актеров. Поэтому если живой актер играет человека, то кукла на сцене играет актера. Она становится изображением изображения. Поэтому кукольный театр - это театр в квадрате.

Кукольный театр - это совершенно другой мир, не тот, который нам показывают в обычном драматическом театре. Это театр чистых идей, оживающих под пальцами кукловода, кукольное представление похоже на сотворение мира. В детстве то, что кукла двигается и говорит, воспринимается обычно - ведь дети сами каждый день проделывают это со своими куклами. Взрослые же не воспринимают куклу как одушевленную, но мастерство кукловода (который может даже не прятаться за ширмой), состоит в том, чтобы с помощью куклы сделать живой саму идею, когда смотришь на куклу, понимая всю условность происходящего, и одновременно находишься в мире, где эта условная идея одушевлена в неодушевленном. Когда одновременно понимаешь, что эта кукла сделана из тряпья и пластмассы, и сочувствуешь ее переживаниям. Эдакое расслоение сознания происходит - это на самом деле завораживает.

На меня очень большое впечатление однажды произвела постановка в кукольном театре спектакля "Мы" по антиутопии Замятина. Там было несколько одинаковых кукол - просто болванки белого цвета, силуэт туловища, даже лицо не нарисовано. Декорацией был простой черный фон, а из ревизита - пустая рама для картины и эластичная белая лента, соединенная в форме куба, который мог растягиваться и сжиматься. И этого оказалось достаточно. У меня было ощущение, что я побывала в другом мире.

С тех пор я ставлю кукольный театр выше драматического. Это на самом деле высшая степень абстракции :)

© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy