На главную

Дарья Николаева. Невское время. 2011. 27 мая. №93 [4835]. C. 10

Куклы покаялись перед лучшим кукольником планеты

В свой восьмидесятый день рождения, 16 мая, Большой театр кукол показал спектакль «Покаяние и прощение» в постановке Руслана Кудашова.

Нынешний главный режиссер БТК Кудашов посвятил свою работу памяти Виктора Борисовича Сударушкина, другого кукольника, который из своих 50 лет двадцать отдал театру на улице Некрасова. Именно при нем, самом молодом главном режиссере СССР (Сударушкина на эту должность назначили в 28 лет), о Большом театре кукол узнали далеко за пределами Союза. «Лучшим кукольником планеты» называла его тогдашняя пресса.

В 2011 году ему исполнилось бы 75 лет. Однако вместо дня рождения Сударушкина в БТК открыли мемориальную доску Виктору Борисовичу: 25 лет назад его не стало. И родной театр сыграл в его жизни и смерти главную роль. Именно он, многие годы дававший ему силы, дарящий радость, спустя два десятилетия скинул с пьедестала. На семи страницах составленный документ жанра «кляуза», стилистически неграмотный и аморальный, обвиняющий Сударушкина в творческой деградации, дескать порочащей звание советского художника, был отправлен «куда следует». От этого предательства Сударушкин оправиться не смог. И за театром остался неоплаченный моральный долг, вернуть который показалось Руслану Кудашову в юбилейный год просто необходимым. Чтобы продолжалась жизнь, нужно было покаяться и надеяться на прощение. Так в афише театра появилось новое название «Покаяние и прощение».

Спектакль создан по пушкинским «Повестям Белкина». Первая часть - по «Станционному смотрителю», вторая – по «Метели». Из всего многообразия, которое предлагает кукольный театр, Кудашов выбрал марионетку, самую сложную куклу. С одной стороны, она привязана к кукловоду нитями, и он направляет ее движения. С другой, дистанцированность от актера позволяет марионетке жить своей жизнью и порой отказываться подчиняться. Большим мастерством и любовью к кукле нужно обладать, чтобы найти управу на своенравную марионетку. Впрочем, в театре, который создает Кудашов, с этим проблем нет. Анна Сомкина, Петр Васильев, Алексей Шишигин, Ольга Гапоненко и старожилы БТК, блистательные артисты Нина Тарновская и Борис Матвеев – все они работают слаженно, рука к руке, движение к движению, техника – филигранная, глубина создаваемых характеров – объемна невероятно.

Художниками спектакля выступили постоянные соавторы Руслана Кудашова Алевтина Торик и Андрей Запорожский. Торик придумала кукол, имеющих портретное сходство с артистами, Запорожский – сценографию-трансфомер, которая способна в одно мгновение перемещать персонажей, к примеру, из девичей комнатки в открытое заметенное снегом поле.

Режиссер намеренно не прячет своих артистов: вот они, перед нами. Меж ними и куклами – серебрящиеся от софитов нити. Но актеры – не просто кукловоды. Между «живым» планом и кукольным разворачиваются особые, свои отношения, придающие спектаклю дополнительные смыслы. Хотя сделано все, казалось бы, предельно просто. Метафоры, которыми пользуется Руслан Кудашов, абсолютно прямые, без вывертов. В самом начале, сидя по обеим сторонам кукольной сцены, актеры отрывают с сухих веточек, посаженных вокруг, листочки и читают по ним первые строки пушкинских повестей. И из варварски разодранных книжных, как оказывается, страниц, складывается истории человеческих судеб, полные перипетий и неприкрытого драматизма. Смерть персонажам в спектакле приносит рука с ножницами, одним клацаньем лезвий обрывающая нитки «умирающей» кукле. Или другой эпизод: финал «Станционного смотрителя», когда головку припавшей к кресту на могиле отца Дуни накрывает нежная прощающая отеческая рука актера Бориса Матвеева, который водил куклу станционного смотрителя Вырина.

Руслан Кудашов – редкий режиссер сегодня. Мало среди молодых, сорокалетних, кто задумывается не о сиюминутном, не о кризисе среднего возраста, не о том, как заработать быстро и безболезненно, а тех, кто смотрит внутрь себя. Кто в прошлом пытается найти ответы на то, что происходит в нашем настоящем. Кто имеет совесть. Кто способен каяться и надеяться. После спектакля, который Кудашов подарил БТК на 80 лет, думается, прощение получено.

 

© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy