На главную

prizrachek. 15/03/2009

Мы. Руслан КУДАШОВ. БТК

"Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА"

Постройку закончат. И тот, кто был - назовём его Вершителем - ведущим всего действа и действа сего дирижёром, сотрёт с лица белый грим и превратится в "один грамм" тонны. Иными словами, Актёр, исполнявший роль Вершителя, станет счастливым нумером D-503. Хорошо придуманный финал.

Что сказать в общем и целом?
Сценография. А.ЗАПОРОЖСКОМУ удалось воплотить на сцене прозрачную стереометрию замятинского романа. Куб в кубе, внутренний куб - куб трансформер, меняющий геометрию, становящийся в финале тем самым Интегралом, превращающим людей в "граммы". Белые рёбра кубов в чёрном кубе сценического пространства вообще, перечеркнутого крест накрест лучами двух софитов. Столь любимый Русланом КУДАШОВЫМ дым делает лучи видимыми, пространство как будто распято на них. На острия лучей фонариков в руках служителей Государства в одной из сцен куклы буквально "насаживаются", как на шампуры - мясо. Прекрасно работает свет. На лучи софитов в финале будут "насаживать" и нас, сидящих в зале.
Через всю сцену, параллельно её краю, тянется тонкая "красная линия". За линию - НЕЛЬЗЯ. Только умерев.

Сам же спектакль выстроен на оживлении Актёрами учебной тростевой куклы, гапита. Безликие, одинаковые гапиты в руках Актёров (спектакль играют студенты третьего курса ГАТИ, ученики Р.КУДАШОВА) то "маршируют фаланстером"*, то занимаются детоводством по разнарядке розовых талонов, то внимают Вершителю, то превращаются в производственный конвейер, то славят Благодетеля, то избирают Его и - великолепное решение - становятся именно тем, что они и суть: коллективным Благодетелем, тем Драконом, что сидит в голове каждого из них.
И всё это - в соответствии с Часовой Скрижалью. Всему свой час. Ибо не спать ночью - преступление, ибо нужно спать, ибо днём нужно работать, ибо только в коллективном труде "тонны граммов" обретёшь ты счастье своё...
Но некоторые из них обретают душу. Что такое обрести душу? Осознать себя уникальным и неповторимым. И не только себя, а кого-то другого. Как говорит I-330, это неизлечимо. Хочется поверить, но тот самый финал, о котором сказано выше, опровергнет слова ушедшей волею коллективного Благодетеля за красную линию I-330.

Так что... всё от человека зависит... I-330 вылечить не смогли. D-503 вылечили. Или душа у него была ещё слабой и хлипкой? Или не успел полюбить свою душу? А что мы любим?

"Ты любишь туман? (...) - О, ненавижу туман. Я боюсь тумана. - Значит - любишь. Боишься - потому, что это сильнее тебя, ненавидишь - потому что боишься, любишь - потому что не можешь покорить это себе. Ведь только и можно любить непокорное".

Непокорное. Не подчиняющееся вменённым цифре и букве, не желающие быть "граммом", желающее быть единицей, но не безликой, а неповторимой, живущей среди таких же неповторимых.

Что ещё можно сказать о сути этой антиутопии? Да ничего нового. Или ты - человек, или - машина. Третьего не дано.
Но стоит отметить, что создатели спектакля не забыли показать, что Великое Государство, запрещающее все пороки, - как ослабляющие и дезорганизующие "граммы тонны" факторы - само не преминёт этим порокам предаться. Так как именно оно по сути своей порочно и преступно. Именно Вершитель с наслаждением закуривает запрещённую законом сигарету. Ему можно. Гапитам, нумерам, - нет.

Да, спектакль премьерный. Да, ещё не всё в нём чётко. Да, иногда гапиты в руках студентов переигрывают самих студентов. Но. Подчас дыхание прерывается, а глаза начинает щипать. За что спасибо такожде Владимиру БЫЧКОВСКОМУ и Ю.ГЛАДЫШЕВОЙ, музыкальным оформителям спектакля.

Ну а нам, как всегда, выбирать: оставаться ли за красной линией или всё же всеми силами рваться на волю из куба, из куба, из куба...

* По аналогии с "пройдусь Карфагеном" (А.ПЛАТОНОВ).

© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy