На главную

Дарья Николаева. Зрительный ряд. 2011. 15-31 мая. №10 (114). C. 12-13

Большой театр кукол: 80 – это совершеннолетие

16 мая Большому театру кукол исполняется 80 лет. В этот день театр представит премьеру: спектакль Руслана Кудашова «Покаяние и прощение», поставленный по пушкинским «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина». О будущем спектакле, плане празднования дня рождения, а так же жизни БТК в целом расскажут его директор Александр Калинин и главный режиссер Руслан Кудашов.

Александр Аркадьевич, 80 лет - это много или мало?

Все в мире относительно. Для женщины или мужчины 80 – это, конечно, многовато. Для человечества в целом – дай Бог, чтобы это был средний возраст. А театр может быть молодым в 150 лет, и может в 15 уже умирать. Все зависит от того, на каком творческом этапе он находится: взлета или падения.

А БТК сейчас в каком состоянии?

Мы на взлете. Вернее, если сказать скромнее, на подъеме. Последние шесть лет мы на это активно работаем, постоянно движемся вверх. Потому мне и кажется, что мы очень молодые. Мы молодые по тому, что мы делаем, потому, что к нам зритель пошел молодой. И еще потому, что кроме директора у нас в театре все творцы молодые – от главного режиссера до актеров (смеется). В общем, биологических нам лет 18. Только-только наступило совершеннолетие.

Пять лет назад вы пригласили на пост главного режиссера Руслана Кудашова. Что серьезно изменилось в театре с тех пор?


Самое главное – качество творческой жизни. Вектор развития изменился. Мы, наверное, стали боле содержательными, потенциально гораздо более сильными. И у нас есть, как мне кажется, очень хорошие перспективы во главе с Русланом.

Актерский курс, набранный Кудашовым на базе БТК, в этом году заканчивает обучение. Какова его дальнейшая судьба? Они останутся в театре?

Вообще, пять лет назад мы их набирали для того, чтобы сделать их артистами именно нашего театра. Мы пригласим всех ребят. Другое дело, если кто-то из них решит уйти в самостоятельное плавание. Запретить мы не можем. Но я очень надеюсь, что все они захотят быть с нами.

Что будет происходить в театре в день юбилея, 16 мая?

В силу некоторых финансовых ограничений, мы не будет устраивать чего-то чрезмерного и официозного. В день юбилея откроем мемориальную доску Виктора Сударушкина. Человека, который этот театр сделал в советское время знаменитым на весь мир. Благодаря именно ему БТК стал по-настоящему Большим театром. В этом году исполняется 75 лет со дня его рождения, 25 лет со дня смерти и плюс еще 80 лет театру. Все сошлось в один год.
А вечером 16 мая покажем премьеру с говорящим названием «Покаяние и прощение». О ней лучше расскажет сам главный режиссер БТК Руслан Кудашов.

Руслан, вы уже ставили драматический спектакль с таким же названием с актерами театра-студии Светланы Крючковой. В БТК постановка будет кукольной. Почему вы вернулись к этой теме? 

Я не знаю, как ответить на этот вопрос двумя словами. Просто я понял, что это нужно делать именно сейчас. И делать именно в кукольном театре, который дает совершенно иной объем теме, заявленной в названии, нежели драматический. В прошлом году я пережил этот опыт осознания своей виновности и покаяния, и понял, что разговор не закончен, мне нужно вернуться и постараться по-новому сказать что-то важное. Спектакль не случайно называется не «Предательство и осуждение» или там «Преступление и наказание», а именно «Покаяние и прощение». Это правильно для нашего театра пройти через покаяние в отношении Виктора Сударушкина, памяти которого посвящен спектакль, и надеяться на прощение.

Почему из всех видов кукол для постановки «Покаяния и прощения» вы выбрали именно марионетку?


Несмотря на то, что кукловод стоит над марионеткой, руководит ею сверху, она остается настолько свободной куклой, что всегда поступает немного по-своему, не совсем так, как того хочет кукловод. Так и у Пушкина прослеживается в тексте, что над миром героев есть еще что-то, что можно определять по-разному: судьба, провидение, Всевышний… Но что-то над ними существует. То же венчание в «Метели» - оно было предрешено… А еще есть такое свойство у марионеток: летучесть, воздушность. И сама природа поэзии Пушкина, по описанию Абрама Терца, воздушная, летучая. Он же, Абрам Терц, писал в своих «Прогулках с Пушкиным», что Александр Сергеевич – самый легкий поэт. Он тренировался в том, чтобы его рифма была легкой, воздушной. Марионетка всегда стремится вверх, от земли. Одним словом, суть этой куклы совпадает с сутью стиха и прозы, слова Пушкина.

Есть конкретный адресат у спектакля: он будет детским или взрослым?

Главное, чтобы грудничков не приносили. Для остальных, думаю, противопоказаний нет (улыбается).
 

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»