На главную

Виктория Аминова. Вечерний Петербург. 2011. 17 мая

«Кукольный театр держится на дураках, которые работают почти задаром»

16 мая Большой театр кукол отметил свой совсем не детский юбилей: 80 лет со дня основания

К этой праздничной дате вышла книга одного из старейших работников театра — уникальной заведующей литературной частью Киры Максимовны Черкасской — «Путешествие в обратно». Это не история Большого театра кукол в чистом виде, а рассказ о замечательных людях, которые здесь работали и создали его славу.

И конечно же, одним из главных действующих лиц «Путешествия в обратно» стал главный режиссер БТК, легенда кукольного театра Виктор Борисович Сударушкин. В день юбилея открыли посвященную ему мемориальную доску. На торжестве присутствовали дочери режиссера — Екатерина и Лидия Сударушкины.

Пришедших на праздник гостей встречали знаменитые куклы, сделанные мастером, — тоже в какой-то мере его дети. В честь юбилея публике показали самую известную куклу Сударушкина — бравого солдата Швейка, который в обычные дни бережно хранится в кабинете директора.

Ну а завершилось празднование премьерой спектакля «Покаяние и прощение» в постановке главного режиссера БТК Руслана Кудашова. Этот спектакль тоже имеет внутреннее посвящение Виктору Сударушкину.

— Руслан Равилевич, расскажите, пожалуйста, поподробнее о новом спектакле…

— Он сделан по мотивам пушкинских повестей. Первая часть, «Покаяние», — это «Станционный смотритель», а вторая, «Прощение», — «Метель». Спектакль марионеточный, рассчитанный на ограниченное количество зрителей: мы сокращаем места в зрительном зале.

— Этот спектакль обращен и ко взрослому зрителю или в первую очередь рассчитан на подростков?


— Восприятие Пушкина исключительно как классического автора навязано нам школьной программой, такие ярлыки навешивают банально мыслящие люди. Примитизировать Пушкина не хотелось бы. Для нас он — живой автор, и наша задача — вступить с ним в диалог и хотя бы услышать то, что он нам говорит.

— В спектакле заняты студенты?

— Нет, этот спектакль мы делаем со сборной актерской командой: там есть актеры БТК и приглашенные, а студенты сейчас заняты другим. У них сейчас выпускной курс, и надо успеть многое сделать.

— Ваш курс знаменит на весь город, по сути, это уже сложившийся театр. Есть надежда, что они останутся вместе?

— Надежда есть, мы хотели бы, чтобы так и произошло. Комитет по культуре пообещал нас финансово поддержать. У этого курса уже сформирован репертуар из 12 спектаклей. И это 12 хороших спектаклей, среди них нет ни одного не достойного внимания. Если курс распадется, то это станет катастрофой, город в очередной раз потеряет что-то хорошее, что могло бы быть. Не важно, как это будет, лишь бы были деньги на жизнь и ребята продолжали бы делать свое дело. Ведь в кукольном театре денег нет, финансирование ничтожно в сравнении с драматическим. Так что же удивляться, что у нас нет нормального детского репертуара? Его не может быть, потому что сюда невозможно привлечь первоклассных специалистов, они все уходят, и театр держится на дураках, которые работают почти задаром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»