На главную

Софья Козич. 2011. 8 мая

Узнавание

«О солдате, танцовщице, тролле и человеке» (по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»). Большой театр кукол.
Режиссер-постановщик Яна Тумина, художник Кира Камалидинова

Место действия сложно назвать детской, полной солдатиков, замков, щелкунчиков и других примет эпохи Андерсена и Гофмана. Это черное открытое пространство, где находятся подвесной потолок из металлических балок и пластин с дырами разной величины и еще железная дверь, напоминающая о тюрьме. Только справа покачивается на канатах турник для мальчика. Точнее — для Человека в обычных кепке и джинсах.

Здесь нет розового флера, все по необходимости. Если по сюжету должны быть замок, танцовщица и лебеди, то у железной двери откинут полочку (как для кормежки узника), посадят на нее одинокого бумажного лебедя, а сквозь прутья решетки высунется очень серьезная Танцовщица. На лице Екатерины Белевич не промелькнет ни стандартная сказочная улыбка диснеевской красавицы, ни своя собственная. Она со строгостью поправляет прическу и грим, ее балетные движения точны. Ни шопенки, ни пачки — ничего от балерины, кроме пуантов. Белое платье со стоящей равнобедренным треугольником юбкой, на груди, в виде розетки, — поблескивающий черный круг. Униформа Солдата — козырек вместо кивера, серебристая куртка и штаны (одна штанина черная, другая серебряная). А оловянное солдатское сердце — маленький стальной слиток, качающийся в центре сцены под прицелом из двух зеленых лазерных линий.

Спектакль рассказывает сказку с конца, со смерти героев, от лица виновника их смерти — Человека. Но кто подговорил его бросить солдатика в огонь? Тролль из табакерки, случайно открытой Человеком. Из маленькой трясущейся игрушки вырастает существо, причастное тайнам бытия гофманианского толка, то ли черт, то ли Мефистофель, в бархатном темном плаще и черном парике с хвостиком (Михаил Ложкин). Он вполне резонно замечает, что следовать его советам было вовсе не обязательно. Чтобы разрешить спор с Троллем, Человек мучительно припоминает начало сказки. И вдруг оказывается Солдатом, отождествляет себя с ним.

Все злоключения героя, якобы подстроенные Троллем, передаются с помощью акробатических упражнений на турнике. Например, когда Солдат выпал из окна, застрял между плит мостовой вниз головой — тогда и актер Денис Казачук висит вниз головой, не переставая рассказывать сказку от первого лица и пререкаться с Троллем, который в лучших традициях любовного треугольника пытается помешать встрече Танцовщицы и Солдата, потому что сам без ума от нее. Влюбленные озвучивают простые диалоги о любви друг к другу, которых не найдешь в сказке Андерсена, и все вместе играют в корриду, чтобы, видимо, показать накал страстей. Актеры Мастерской Руслана Кудашова настолько увлечены игрой в живом плане, что их куклы оказываются нужными только в качестве каскадеров: они заменяют актера там, где надо, например, плыть по лучу от софита выше и выше (то есть действуют в условиях, пригодных только для куклы).

Когда же приходит время бросить Солдата в топку, дальнейшее развитие событий прерывает старый спор Человека и Тролля, с которого начался спектакль. Человек сыграл роль Солдата и научился сочувствию: теперь он не хочет подчиняться приказу Тролля (выкинуть игрушечного Солдата в огонь). Но Танцовщица решает за них: она вместе с оловянным Солдатом сгорает от огня и от любви, как у Андерсена. Здесь актеры вновь заменяются куклами, которые восходят по клубящимся красным вихрям огня все выше и выше. Сказку переделать нельзя, но очень важно стать свободным и суметь сделать собственный выбор, даже если он ни на что не сможет повлиять.

© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy