На главную

afanassypud. 2011. 30 марта

Вместо дома2 я посмотрел спектакль ["БАШЛАЧЁВ. Человек поющий"]

Сегодня мы с помощницей сходили на совершенно потрясающий спектакль. Называется “Башлачев. Человек поющий”. Поставил на Малой сцене главный режиссер Большого театра кукол Руслан Кудашов. Артисты – студенты пятого курса из его мастерской.

Впервые на спектакль Кудашова я попал лет шесть назад, он был тогда режиссером театра Потудань, сейчас этого театра нет, по-моему. Тогда мы смотрели спектакль “Цуцики в ночи или Небо в чемодане”. Это самый хороший спектакль, который я видел за последние лет пятнадцать. Спектакль без слов, лучше Лицедеев, Комик-треста и всех мимических спектаклей, которые я вообще видел. Этот же театр, этот же режиссер и эти же артисты сделали и кукольные спектакли. Я смотрел “Невский проспект”, не очень понравилось.

Короче, теперь Кудашов главный режиссер кукольного театра, ставящий отличные некукольные спектакли. Я посмотрел там “Мы” по Замятину, тоже хороший спектакль. Но сегодня было выдающееся представление. Башлачев, как известно, прекрасный поэт, один из лучших русских поэтов вообще. Он всегда выглядел среди рокеров инородным телом. Его песни лучше читать, а не петь, в отличие от Шевчука, которого лучше петь, хотя он тоже без сомнения поэт. Честно признаюсь, что я песни Башлачева мало слушал, я люблю обычный рок с хорошей музыкой и желательно на английском языке, чтоб слова были непонятны. А Башлачев пел довольно однообразно, очень, правда, экспрессивно. Был похож немного на Высоцкого. Хотя бардом его назвать нельзя, как, это я считаю, нельзя назвать и рокером. Башлачев был сам по себе, никого похожего не было и нет, да это очень трудно – быть на него похожим, если не невозможно.

А сегодня я услышал, как можно петь песни Башлачева. Кстати, его жена Настя, которая крайне взыскательна к исполнению его произведений, спектакль одобрила. Всего было исполнено 28 песен, вернее, не просто исполнено – по каждой был поставлен маленький спектакль. Оказалось, что песни Башлачева, несмотря на то, что являются прекрасными стихами, обладают колоссальным драматургическим потенциалом. А когда их использует такой блестящий режиссер, как Кудашов, который чувствует малейшие оттенки каждого жеста и каждого слова, то получаются маленькие шедевры. А в сумме - большой шедевр. Но, хотя стихи Башлачева так насыщены чувством и смыслом, что кажется, что это, т.е. появление шедевра, неизбежно, тем не менее, заслуга Кудашова и артистов несомненна. А пели артисты просто замечательно, и песни обрели новую жизнь. Некоторые пели почти, как читали стихи, а другие пели, как песни. И выходило лучше, чем в авторском исполнении. Да, еще было замечательное музыкальное сопровождение, почти всё действие шло под пианино, на котором практически импровизировала пианистка. Перед ней стояли не ноты, а листы с текстами песен. На одном большом листе, например, было написано крупными буквами: ЛИХО. Я так думаю, что 20% успеха спектакля обеспечила пианистка. А с ней у нас тут же произошла замечательная история.

[...] 

Но вернемся к спектаклю. Я думаю, все знают стихи Башлачева, а кто не знает – прочтите или послушайте. Я рассказывать их не буду. Они все про нашу жизнь, про Россию. Как Луцик и Саморядов являлись надеждой нашего кино, так Башлачев являлся надеждой нашей поэзии. Все погибли. Они, кстати, очень похожи в своем творчестве. Короче, градус напряженности спектакля был так велик, что моя помощница начала плакать. Отсядь, сказал я ей, я тебя стесняюсь. Но отсесть было некуда, и я стал делать вид, что с ней не знаком. Сам-то я не плакал, хотя комок в горле стоял, это да.

Так что всем, кто из Питера, я настоятельно советую этот спектакль посетить, не пожалеете. Это точно событие.

© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy