Летающий велосипед

Дарья Николаева. Невское время. 2011. 3 марта

Песни СашБаша получили новое звучание

В Большом театре кукол состоялась премьера спектакля-концерта «Башлачев. Человек поющий»

Александр Башлачев – для целого поколения больше чем просто поэт. Он – память, совесть, смысл. В общем-то СашБаш никогда не призывал протестовать и сам не протестовал. Боролся разве что с самим собой, своими сомнениями, страхами, душевными хворями, неприкаянностью. Как многие, как все, что уж там греха таить. Как было тогда, так и продолжается сейчас. То, что поэзия журфаковского выпускника, честно оттрубившего энное время в газете «Комсомолец», на века, стало окончательно понятно после спектакля Большого театра кукол.

Руслан Кудашов поставил спектакль совместно с педагогом по вокалу Павлом Григорьевым и своими студентами, которые окончат актерский факультет Театральной академии на Моховой в нынешнем году. Им по двадцать с небольшим. Кудашову почти сорок. Башлачеву было бы пятьдесят, если бы его жизнь не оборвалась на двадцать восьмом году жизни. Но оказывается, что все эти цифры – пусты, голы. И никакого отношения к действительности не имеют. И сейчас Александр Башлачев услышан, понят и принят.

СашБаш – так его называли не только друзья – играл в основном в квартирах у друзей. Звонил спонтанно, собирал всех и пел. Так и на премьере на малой сцене БТК царила атмосфера квартирника. Но напряжение, возникавшее во время двухчасового действия, порой достигало высочайших драматических высот.

Песни Башлачева, исполнявшиеся им под гитару, благодаря актерам БТК получили новое звучание. 28 песен спето под аккомпанемент фортепиано, гармошки и балалайки. Часть – исполнена девушками, причем от женского лица. Как, к примеру, «Поезд» (актриса Наталья Сизова). Есть в спектакле и хоровое исполнение. Всем курсом пропеты-прожиты «Мельница», «Имя имен» и «Все будет хорошо». Эти песни становятся скобками, которые замыкают постановку в начале и под финал. А внутри творится самостоятельная жизнь. И те номера (слово не совсем верное, правда, цирковое какое-то), которые исполнены соло, – они сильнее, чем коллективные. «Хозяйка» (актер Дмитрий Чупахин), «Когда мы вдвоем» (Анатолий Гущин), «Ванюша» (Сергей Беспалов) и другие монологи – полны такой предельной откровенности, на какую сложно решиться даже на исповеди. Человек поющий и человек ненужный. Что за феномен эта неприкаянная, несчастная, обреченная на вечную рефлексию русская душа? Отчего ее крутят бесы и пьяный сброд? Отчего она колобродит и не находит покоя на земле? (И большой вопрос – находит ли на небе…)

Однако к чести и режиссера, и актеров, в спектакле нет ни полутона морализаторства, педалирования трагизма, увлечения человеческой драмой. Авторы этого сочинения, напротив, показывают максимально «живого» и очень разного Башлачева. Человека смеющегося («Грибоедовский вальс»), шутящего («Королева бутербродов»), остроумного («Галактическая комедия»). Человека любящего: жить, женщин, родину – честно, без ура-патриотического истеризма. Очень много намешано здесь, в этом спектакле, – честного и чистого. И явственно чувствуется присутствие самого поэта. Не потому, что в «Песенке на лесенке» мы вживую (включается фонограмма) слышим Сашин голос. А потому, что, преодолев годы и сроки, он оказывается близким даже тем, кто никогда не жил в его время, никогда не дышал воздухом его эпохи и, по сути, годится ему в дети.

В финале исполняется «Все будет хорошо». А у зрителей по щекам текут слезы. Наверное, это и есть то, что древние греки называли катарсисом.

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»