Спектакль Железо

Олеся Филоненко. Modorama. 2011. 27 февраля

Башлачев. Человек поющий [Интервью Сергея Беспалова для проекта Modorama]

На малой сцене Большого театра кукол премьера – «Башлачев. Человек поющий».

Первый спектакль был показан 17 февраля в день смерти Александра Башлачева. Студенты мастерской Руслана Кудашева, один за другим выходя на сцену, читали стихи и пели песни одного из самых ярких представителей русского рока. Рвущиеся со страниц тексты Башлачева, играли около двух часов. Королева бутербродов (Мария Батрасова) ждала очередных гостей, Водовоз Грибоедов Степан (Иван Солнцев) представлял себя Наполеоном, герой «Галактической комедии» (Михаил Ложкин) размышлял о дружбе с планетами, а Ванюша (Сергей Беспалов) гулял в обнимку со своей душой. Продолжая серию интервью «Новые формы» мы поговорили с Сергеем Беспаловым – одним из ведущих студентов курса.

Для постановки решено было выбрать неизвестные песни Башлачева. Я попробовал «Ванюшу». Так как играю на гитаре, сначала, естественно, разучил ее с инструментом. Но потом подумал: нужно освободить руки. Кроме того, партнерское существование с нашим прекрасным концертмейстером Региной Александровной Чертковой – это отдельное удовольствие. Мне не хотелось терять эту возможность.

Мало людей на нашем курсе знали о существовании Башлачева. Я его уже знал, любил и пел. Во время поступления, исполнял «Время колокольчиков» – песню, которая, к сожалению, не вошла в спектакль. Может из-за этой песни меня тогда и взяли в Академию (смеется).

Если бы Башлачев был жив, я бы спросил у него: «Как дела?» Что еще могу спросить у этого человека? Есть история про Феллини и Тарковского: они хотели познакомиться и поговорить друг с другом. Но встретившись на каком-то фестивале, оба свернули в разные стороны. Почему? Да потому, что они знали друг о друге по фильмам. Им не нужен был диалог. Ведь просмотр фильмов, чтение стихов – это и есть диалог. Поэтому вопрос, который я бы задал Башлачеву, звучит так: «Как настроение?». Хочется удостовериться, что человеку хорошо. Но задавать ему сразу философские вопросы, я бы не стал.

Александр Башлачев для меня – прежде всего человек-поэт. Стихи Башлачева – доказательство жизни, несмотря на постоянное стремление уйти от нее. История в «Ванюше» – ловушка, в которую может попасть каждый человек, но каждый ли останется верен себе? Для меня игра в этой истории – возможность почувствовать эту ловушку. Ванюша – собирательный образ. Под ним можно подразумевать меня, СашБаша, моего отца.

Прежде, чем произнести текст, нужно сперва увидеть то, что хочешь сказать. Мне нравится каждый раз ходить новой тропинкой, не зная, куда она приведет. Одни и те же слова могут привести к разным выводам. И дело не в том, КАК они сказаны, а в том, ЧТО будет сказано. Всякий раз – это неожиданность для меня самого. Хотя есть определенная актерская схема, за которую держусь. Смыслы произнесенного текста зависят от всего, от настроения, от мороза на улице, от того, что во мне сегодня на день больше. На день больше опыта и открытий. В этом и есть неповторимость актерской профессии. Именно поэтому я решил стать артистом.

Если бы не стал актером, я был бы геодезистом, – точно. Это наше семейное дело, я бывал с отцом в полях. Геодезист - прекрасная профессия, которая нужна людям.

Что могло бы помешать мне стать великим артистом? Думаю, гордыня. А что мне может помочь им стать, не знаешь? Уверен, что поможет мне Господь. Если я верный инструмент в его руках, значит, все будет так, как должно быть. А может, достаточно будет совершенно другого. Откуда мы знаем, где скрыто наше счастье?!

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»