На главную

. Аргументы и факты. 2011. 16 февраля. №7

Режиссёр Руслан Кудашов: «Смерть поэта - сигнал обществу» [Беседу с Русланом Кудашовым вела Елена Петрова ]

17 февраля в Большом театре кукол состоится премьера спектакля-концерта «Башлачёв. Человек поющий».
В этот день - 17 февраля 1988 года Александр Башлачёв погиб, ему было 27 лет. Руководитель постановки - главный режиссёр театра Руслан Кудашов.

Не радиоформат

- Этот спектакль для меня - важнее, чем всё, что я делаю, - говорит Руслан. - Песни Башлачёва настолько о нас, обо мне, что он живёт и до сих пор меня формирует. Ведь глобальная тема его творчества - путь человека: для чего ты родился, куда идёшь, к чему приходишь, что можешь сделать. Если задаёшься этими вопросами, невозможно пройти мимо Башлачёва, как мимо Пушкина и Мандельштама. Потому что есть человеческий, творческий опыт этих людей. Их жизнь символически показывает то, что творится с душой. Смерти поэтов - всегда тревожные сигналы к тому, что с нами происходит.

- Происходит то, что имя Башлачёва известно только в узком кругу. Песни Александра не крутят даже по рок-радиостанциям. В России, наверное, никогда не научатся ценить таланты?

- Ну, не настолько уж в «узком кругу»: поэзия Башлачёва даже периодически появляется в школьной программе. Возможно, наш спектакль поможет представить, кто же перед нами был.

А по радио Башлачёва и не могут крутить. Там надо, чтобы хорошо продавалось, на радио существует такое понятие как формат. А Саша не подпадает ни под рок- ни под бардовского исполнителя. О Башлачёве хорошо сказал художник Шинкарёв. Смысл таков - кто-то «занимался творчеством», а он так жил. Поэт реально видел ситуацию: душа-то наша не меняется, он говорит о душе.

«Кушать кашку»?

- Ваши-то студенты из Театральной академии, силами которых делается спектакль, Башлачёва знали?

- Кто-то знал, кто-то нет, кто-то до сих пор не может принять, кому-то эмоционально тяжело дойти до конца даже в исполнении песни. Но большинство - приняли, потому что молодое поколение способно вычленять правду в бо`льшей степени, чем наше. Нам надо было хвататься за жизнь, зарабатывать, так время и проскочило.
У молодых больше надежд на правдивое существование, они острее не принимают ложь.

- Но общепринятый взгляд на молодых - они, больше чем родители, нацелены на потребление, гламур.

- Это общий фон. Но есть и категорическое неприятие лжи, нанесённой миром родителей. Башлачёв говорит, что рано или поздно попадёшь в жернова жизни, и каким выйдешь - никому неизвестно. Поэтому будь готов работать над собой ежечасно, пронести зерно, а не разбросать по пустякам, сделай правильный выбор.

- Трагическая судьба поэта - симптом неблагополучия в обществе? Но общество спокойно идёт дальше.

- Бродский же сказал: «Человечество, по-видимому, спасти уже не удастся, но отдельного человека спасти всегда можно». Люди, дерзающие заниматься творчеством, адресуются не к массе, а к отдельной личности. То, что адресуется массе, по-другому называется. Это - «кашка». Кушай, думать не надо!

- У вас нет ощущения, что жизнь всё больше ускоряется, людям просто некогда «остановиться - оглянуться»?

- Но что-то мы должны для себя формулировать. В жизни есть подлинные ценности, красота, чувства. А сейчас делается подмена, всё переворачивается с ног на голову. Башлачёв же писал: «Пусть время пройдётся метлою по телу - Посмотрим, чего в рукава налетело. Чего только не нанесло!»

© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy