БТКФЕСТ

Шавалиев Ренат Нурисламович

Ренат Шавалиев – актер Большого театра кукол, выпускник Мастерской Р.Р. Кудашова (Санкт-Петербургская Академия театрального искусства, факультет театра кукол, 2006-2011 гг.) За время обучения принял участие в десяти спектаклях. В каждом из них проявились разные грани таланта Рената.

Р. Шавалиев еще до поступления в Академию закончил Омское музыкальное училище им. В.Я. Шебалина, где был артистом народного оркестра, артистом ансамбля, преподавателем игры на баяне, концертмейстером, руководителем творческого коллектива. У Рената - абсолютный слух и потрясающий голос. Эти способности актера проявились в музыкальных спектаклях курса. В «Минутах жизни» (песни великой победы) Ренат исполняет целых пять разноплановых песен: комическую композицию «Фриц и гусь» (играет на баяне), пронзительный дуэт «Рябины», драматическое воспоминание «Письмо отца», джазовых «Бомбардировщики», пародийную «Песенка о нацистах». В спектакле «Башлачёв. Человек поющий» Р. Шавалиев играет друга-заику в смешной «Королеве бутербродов», достигает исповедальной откровенности в «Тесте», а также аккомпанирует в нескольких номерах на баяне.

Одной из самых ярких ролей Р. Шавалиева стал Колобок в одноименном спектакле мастера курса Руслана Кудашова. Ренат сумел показать развитие культового образа – от его рождения из печи до смерти в пасти Лисы. С каждым новым встреченным зверем Колобок обретает смелость, становится все наглее и наглее, пока не будет обескуражен женским обаянием Лисы. Актер уверенно ведёт историю, не впадая ни в сюсюканье с детьми, ни в излишний пафос. Колобок – тростевая кукла, в основе которой – клубок. Очевидна простота этой куклы, что заставляет актера искать разные средства выразительности. Ренат Шавалиев тонко чувствует ритм движения Колобка, расширяет пластическую выразительность куклы с помощью оригинальных микродвижений. Критика высоко оценила работу актера, резюмируя следующим образом: «Все выпукло, смешно и понятно» (Андрей Пронин), «Образы получились — прелесть что такое…» (Яна Сергеева).

Показать подробнее...

В новогоднем представлении «12 месяцев, или Путшествие по кругу» (режиссер Р. Кудашов) Ренату Шавалиеву, наоборот, пришлось иметь дело с очень трудными куклами, для управления которыми необходимо пять человек. Актер продемонстрировал свое умение работать в команде, чувствовать единое дыхание, отдаваться своему делу до конца, даже если играешь «нижний снежный шар центрального снеговика». Из двенадцати номеров Ренат участвовал в семи, в том числе он управлял ногами ледяного эквилибриста (тростевая кукла), был одним из воздушных гимнастов (трюковая кукла), сыграл Овна-фокусника (работа с предметами). Актеру удалось уверенно существовать в технике «черного кабинета». 

Оригинальность авторского мышления Рената проявилась в спектакле «В Рождество все немного волхвы…», где студентам было предложено обратиться к старинной традиции театра кукол – вертепному представлению. Шавалиев сочинил свою собственную историю, представляя библейский сюжет от лица бродячего кукольника, в ход которого шли все подручные средства – чемоданы, варежки, ложки, вилки и т.д. А своё виртуозное владение тростевой куклой (гапитом) Ренат показал в роли R-13 в спектакле «Мы» по роману Е. Замятина (режиссер Р. Кудашов).

Как драматический актер Ренат показал себя в работе «КАФЕ, или Безумный день одного влюбленного бармена». Он сыграл гламурного друга блондинок по прозвищу Котёнок и трогательного Иностранца, жестоко избитого скинхедами. В последней работе курса «Ромео и Джульетта» актер сочинил образ Париса. В его исполнении граф является не столько жгучим красавцем, жаждущим брака с Джульеттой, сколько трогательным и трепетным юношей, искренне влюбленным в Джульетту. 

Во время работы над спектаклем «Бармалей» обнаружилась способность актера к созданию мультимедиа: он сам нарисовал все видео-ролики к постановке. 

Фотографии:
Спектакли в театре:
© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»