На главную

Сударушкин Виктор Борисович
Народный артист России, лауреатом Гос. Премии России
Художественный руководитель

Виктор Борисович Сударушкин – художественный руководитель Большого театра кукол с 1964 по 1986 гг., нар. артист России лауреат Гос. премии России, заслуженный деятель искусств России, президент российского Центра УНИМА, засл. деятель культуры Польши. При нем БТК достиг своей наивысшей славы, обрел свое лицо, неслыханный в театре кукол репертуар для взрослых, показал свое искусство в 18 странах мира с оценкой «театральное искусство высочайшего класса»

В. Сударушкин вырос на сцене БТК. Он – сын ведущего актера и драматурга Бориса Сударушкина, незаменимого исполнителя роли Кисы Воробьянинова в дилогии Ильфа и Петрова, Человека в легендарном спектакле «В золотом раю» и многих других, столь же значительных ролей. Виктор закончил режиссерский факультет по классу драмы у замечательного педагога А.А. Музиля, но ни на секунду не сомневался в совеем предназначение – работать именно в театре кукол.

Одному из первых его спектаклей было суждено стать редким долгожителем среди всех спектаклей всех театров Ленинграда – Петербурга. Спектакль БТК по сказке Киплинга «Слоненок» побывал даже в Африке и пользовался успехом у детворы, не понимающей русского языка, но догадывающейся обо всем, что происходит на ширме с любопытным слоненком и жестоким крокодилом из реки Лимпопо. А первым исполнителем роли Слоненка был замечательный актер – Александр Корзаков.

Виктор Сударушкин имел редчайший дар разговора с детским зрителем. Великий Станиславский на вопрос, как надо ставить спектакли для детей, ответил: «Так же, как для взрослых, только еще лучше». Сударушкин умел рассказать о судьбе поросенка Чока, собаки Пифа, кота Геркулеса, маленького тигренка так, что дети сопереживали всему, что происходит на ширме. Его знаменитые спектакли «Неизвестный с хвостом» и «Сказка про Емелю» вот-вот догонят «Слоненка» по количеству представлений за все прошедшие годы. Но и в спектаклях для взрослых Сударушкин был первооткрывателем.

«Несусветная комедия» Б. Шевелофа и Л. Гэлбарта по мотивам произведений Тита Макция Плавта из жизни древнего Рима с рабом Псевдолом в блестящем исполнении нар. арт. России Владимира Кукушкина впервые осмысленно соединил куклу с живым актером, не скрытым ширмой. В кульминационный момент спектакля ширма опускалась, и артист с куклой в руках исполнял героическую песнь о свободе. Это в кукольном спектакле для взрослых, приходивших в БТК главным образом, чтобы посмеяться!

Свои сценические открытия Виктор Сударушкин продолжил в «Швейке» Я. Гашека в инсценировке И. Ционского, в «До третьих петухов» по сказке В. Шукшина, впервые показанной на сцене театра кукол, наконец, в созданном при его руководстве кукольном мюзикле поэта Кима Рыжова и композитора Александра Колкера «Ловите миг удачи», прошедшем более полутора тысяч раз.

Наряду с В. Киселевой и И. Альперовичем, братьями Владимиром и Александром Корзаковыми, В. Кукушкиным и В. Мартьяновым в состав мастеров театра вошла Любовь Донскова, виртуозно владевшая сложным искусством кукловождения и обладавшая отличными вокальными данными.

Виктор Сударушкин собрал вокруг себя постоянную творческую команду. Главный художник театра з.д.и. России Владимир Ховралёв, художники-скульпторы з.д.и. России Валентина Ховралева, Леонора Боровенкова, з.д.и. России Валентина Малахиева, Дмитрий Афанасьев, мастер кукольной механики Тенгиз Кетиладзе, композиторы з.д.и. России Игорь Цветков и Александр Колкер, Яков Вайсбурд.

Все спектакли, вместе с прекрасными мастерами труппы, созданной Савелием Шапиро и Михаилом Королевым, игрались и молодым поколением, приведенным в театр Виктором Сударушкиным. Это, как правило, были выпускники кукольной кафедры Петербургской Театарльной академии. Среди них необходимо назвать талантливейшую актрису, красавицу Надежду Кареву, мастера перевоплощения Нину Тарновскую, подлинно синтетического артиста Сергея Евгранова, первоклассного актера, режиссера и сценариста Владимира Маслова, актера и драматурга Алексея Цуканова.

Для Сударушкина не было невозможного для постановки материала, как не было времени и сил для собственной жизни. Таких поглощенных своим делом людей природа являет жизни не часто. Он был кукольником от Бога, и отдал своему делу все отмеренное ему на земле время и сделал это с талантом и любовью.

Спектакли в театре:
Видео:
Когда куклы оживают...[«АРТ ТВ» – культурное обозрение]
© 1955-2016 ГУ «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»
Powered by V.Sergeevskiy