2011-05-09 Состоялась премьера спектакля «О солдате, танцовщице, тролле и человеке», или К разговору об альтернативном театре для детей

Пролог
Уже почти месяц наш театр живёт полноценной жизнью: в трех местах параллельно идут репетиции разных постановок. На малой сцене студенты Мастерской Руслана Кудашова вместе с Галиной Бызгу работают над «Ромео и Джульеттой», премьера которой состоится 11 и 12 июня. В кабинете главного режиссера установили марионеточную тропу (для этого пришлось сломать потолок)), чтобы репетировать спектакль «Покаяние и прощение», который покажут в день 80-летия БТК. А основную сцену оккупировала команда «солдатиков» во главе с режиссером Яной Туминой. В эту субботу состоялась их долгожданная премьера с поэтическим названием «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» (по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»).

«Долгожданная» - это не просто красивый эпитет, но по-настоящему выстраданное определение. Ведь премьера спектакля должна была состояться еще в апреле, но в связи с разными трудностями и проблемами была перенесена на май. «Эта работа состоялась только благодаря стойкости и любви тех, кто был в нее вовлечен», - отметила режиссер Яна Тумина.

История создания
  «Солдатик» начинался (как и «Бармалей») с занятий по актерскому мастерству: Руслан Кудашов дал задание студентам взять какую-нибудь сказку и придумать, как ее решить. Денис Казачук выбрал свою любимую сказку – «Стойкого оловянного солдатика» Андерсена. Вместе с однокурсниками Михаилом Ложкиным и Екатериной Белевич они перепробовали огромное количество разных вариантов сценического решения этой истории. В один прекрасный момент в работу вступила педагог Яна Тумина, началось сотворчество. Режиссер написала инсценировку, и всё постепенно встало на свои места… и привело к созданию потрясающего по красоте и внятного по высказыванию спектакля для детей от 7 лет и взрослых.



Три мысли о театре для детей, или Пять абзацев об альтернативе 50- летним Дюймовочкам.
Современный зритель уже устал от 50-летних Дюймовочек и накрашенных красными румянами бабок-ёжик мужского пола, от ярко-фиолетовых ряженых медведей и кислотных зайцев, от пошлости и безвкусицы, царящих в детском театре. Но где найти альтернативу? Афиша петербургских театров, увы, не может удовлетворить запросам современных родителей и детей, жаждущих нормального театра. После премьеры «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» одна из зрительниц, ходившая на спектакль со своей дочкой, написала в заметке Вконтакте любопытное рассуждение о детском театре:

«Я вполне утвердилась в своем нежелании ходить с ней на "просто детские спектакли": она четко отличает эстетически полноценное зрелище от ерунды, и когда мне неинтересно смотреть на сцену, ей, скорее всего, тоже скучно».

Другая зрительница констатировала печальный факт:

«Последние годы, на наших сценах, кроме конъюнктурной пошлости ничего не идет, за редким исключением».

 В марте на сцене Александринского театра  Андрей Могучий поставил «Счастье» (по мотивам «Синей птицы» М. Метерлинка). Для режиссера – это был первый опыт общения с детской аудиторией. Для Яны Туминой, очень много работавшей с театром «АХЕ», постановка по Андерсену – тоже первый спектакль для маленьких зрителей. Если задуматься и покопаться в истории театра, то все самые лучшие спектакли для детей сделаны режиссерами, которые не ограничиваются только постановками для детей, но активно ставят и для взрослой публики. Параллель между спектаклями Могучего и Туминой была отмечена еще в анонсах нескольким критиками. И она справедлива как никогда. Весна 2011 года вдохнула жизнь в петербургский драматический театр, адресованный детям (в «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» используются несколько кукол и объектов, но по сути это, конечно, драматический спектакль, где актеры играют «в живом плане»).  

Эпилог
Делать что-то настоящее и живое, современное по языку и вечное по сути - вот задача нового театра для детей, а будет он кукольным или драматическим – не самое главное.

PS Momento pathetique
Поздравляем! Поздравялем! Поздравляем!


 

© 1931-2017 СПбГБУК «Санкт-Петербургский Большой театр кукол»